Саакашвили ждет, как будут развиваться события вокруг признания Беларусью Абхазии и Южной Осетией. Надеется, что между Москвой и Минском состоится окончательный "развод". Интрига увлекательная, но вполне предсказуемая и по времени и по результатам. С Москвой понятно - она как торпеда вывернула Грузию за пять дней наизнанку, признала две республики и со своих позиций не уйдет. А Беларусь в этом вопросе почувствовала свой гешефт и начинает крупную игру.
Саакашвили здесь может только подносить патроны. Лукашенко - это эквилибрист на проволоке, с большим шестом наперевес, где каждый шаг - или в пропасть, или к власти. Причем многие говорят, что он держит равновесие за счет Востока и Запада.
Кажется, здесь всё сложней. Задача у Лукашенко не из простых - продолжать тянуть соки из России, не провиниться перед Западом, стать приличным членом «Восточного партнерства», не поссориться с Грузией, да еще достойно подойти к президентским выборам. Ай да, Лукашенко, ай да ... Но дальше пошли провалы.
Президент России Дмитрий Медведев обвинил Александра Лукашенко в несоблюдении политических обещаний. По словам Президента России, белорусский лидер дал обещание признать Абхазию и Южную Осетию в присутствии руководителей ряда стран СНГ. «Он сказал: «Я торжественно обещаю, что все сделаю за самое короткое время», - поведал Медведев на встрече с журналистами в Сочи.
Далее из ответов Президента Российской Федерации видно, что Москва по-прежнему заинтересована в признании Абхазии и Южной Осетии другими государствами. Но с оговоркой: «Это не самоцель. Такой задачи не стояло и не стоит». Но действительно, странно, что ближайший союзник России, славянское государство не признает независимость тех, кто кровью заплатил за свою свободу. Ведь над этим надо задуматься.
Стратегическая задача белорусского руководства - удержать отношения Беларуси с Западом и Востоком на противоположных весах. Сделать это в условиях членства Беларуси в «Восточном партнёрстве», как это ни парадоксально, можно через признание белорусским парламентом республики независимости новых кавказских государств «вопреки» воле главы государства, что подтвердит независимое положение парламента в системе разделения ветвей власти в РБ.
Естественно, это вызовет бурю публичного негодования в Вашингтоне и Брюсселе, но практических последствий иметь не будет. Стратегический вектор уже определён - втягивание Беларуси (вслед за Украиной) в орбиту влияния Запада. Соответственно, после признания парламентом двух кавказских республик Минску потребуется предложить Западу нечто такое, что удержит Беларусь на противоположном от России конце весов. Для этого надо будет разогнать слишком «самостоятельный» парламент и выйти на новый виток выстраивания взаимоотношений с «новыми стратегическими партнёрами». То есть, под любым благовидным предлогом назначить перевыборы Национального собрания Республики Беларусь с учётом требований Запада к новому составу белорусского парламента.
Иными словами, при определённых условиях признание Абхазии и Южной Осетии белорусским парламентом позволит официальному Минску не только решить непростую внешнеполитическую дилемму балансирования между Востоком и Западом и сохранить хорошие отношения с Россией, но и существенно поднять свои ставки в диалоге с Соединёнными Штатами и Евросоюзом.
А вот здесь опять облом. Хотите признать отколовшиеся от Грузии республики, забудьте о Европе. По данному поводу высказались сразу три министра иностранных дел стран Евросоюза - Чехии, Германии и Швеции, а также комиссар по внешним связям и политике добрососедства ЕС Бенита Ферреро-Вальднер. Все они жёстко увязали вопрос признания Абхазии и Южной Осетии Беларусью с возможностью её вступления в программу «Восточного партнёрства».
В конце февраля данную позицию подтвердил глава комитета Европарламента по международным делам Яцек Сариуш-Вольский: «Это (признание независимости Абхазии и Южной Осетии) станет серьёзной преградой для участия Беларуси в «Восточном партнёрстве». 3 марта Бенита Ферреро-Вальднер повторила ещё раз: «Наша позиция в отношении Южной Осетии и Абхазии известна и неизменна - мы не признаём независимости этих стран. Если же Беларусь признает их независимость, это сильно испортит наши взаимоотношения, затормозит все наши инициативы по сближению».
Вот ответ и на второй вопрос. Лукашенко хочет успеть везде. Сегодня сложились очень серьезные и обширные связи между Минском и Тбилиси, страны договорились о безвизовом режиме. Фактически это разрывает российско-белорусский интеграционный процесс. Нынешним летом Лукашенко и президент Грузии Михаил Саакашвили встречались в Крыму. Позже по главному каналу белорусского телевидения показали интервью Саакашвили, который выразил признательность Минску «за взвешенную политику в отношении Абхазии и Южной Осетии» и критиковал Москву за «непонятные требования» к Беларуси.
Лукашенко тогда заявил, что его переговоры с лидером Грузии не подразумевали действия против какой-то третьей силы. Вместе с тем президент Беларуси неоднократно упоминал о давлении на него со стороны российского руководства. Осенью прошлого года он сообщил, что «некие силы» в России помешали Минску своевременно признать независимость Южной Осетии и Абхазии.
Можно поздравить Лукашенко - раскрыл тайную организацию «Меча и орала». Обниматься с Саакашвили и горевать о непризнании республик - иезуиты отдыхают.
Ну, и последний противовес при движении по проволоке - выборы. Кризис в стане оппозиции зашел очень далеко - это большие тактические противоречия, интенсивная междоусобная борьба, очень напряженные личные отношения, что дает Лукашенко неплохой шанс выиграть выборы без существенной фальсификации. Реальные цифры будут где-то между 50% и 60% от пришедших. Да, только удержится ли Лукашенко от искушения приписать к результатам пару десятков процентов? Ведь авторитарные политики считают, что их режим тем крепче, чем больше за них проголосовало на выборах, поскольку демонстрирует миру не только их популярность, но и возможность контролировать ситуацию в стране.
Во время недавнего визита в Минск еврокомиссар по вопросам расширения ЕС и европейской политики соседства Штефан Фюле уже заявил, что предстоящие выборы должны быть проведены в полном соответствии с демократическими стандартами, и от соблюдения этих норм будут во многом зависеть дальнейшие отношения Беларуси и Евросоюза. Впрочем, маловероятно, что Брюссель откажется от тактики, используемой с 2008 года - втягивания Беларуси в торгово-экономическое сотрудничество, которое, возможно, когда-нибудь приведет к некоторой политической либерализации режима.
Впрочем, есть моменты, которые могут поставить Лукашенко еще до выборов в идиотское положение. До заявления Медведева об обещании признать независимость республик об этом ничего не слышал председатель Государственной теле-радио компании Беларуси Александр Зимовский, и он затрудняется подтвердить или опровергнуть говоренное Лукашенко. Однако, Зимовскому ясна одна истина, что "политики дают обещания из соображений, а выполняют по обстоятельствам". Иными словами - мой шеф врун из врунов.
В интервью радио "Свобода" председатель Гостелерадиокомпании Беларуси не исключает, что Лукашенко мог заявить такое в контексте некой предпосылки - например, сказать, что Беларусь признает независимость Абхазии и Южной Осетии после того, как... То есть - дайте денег. И с такой командой на выборы? Сомневаюсь.