В Тбилиси по адресу улица Костава, 38 расположена редакция русскоязычного информационно-аналитического портала "Грузия Online", являющегося одним из инструментов в пропагандистской войне против России, Абхазии и Южной Осетии. Многим памятна попытка экономической диверсии, предпринятой в Москве этим сайтом в конце октября 2008 года. Тогда «сенсационная» информация о якобы грядущем обвале курса российского рубля спровоцировала кратковременную панику в ряде столичных обменных пунктов валюты.
Как показало журналистское расследование по горячим следам, «утка» была запущена в Интернет порталом «Грузия Оnline» со ссылкой на респектабельное британское агентство «Рейтер». Однако сотрудники московского бюро «Рейтер» решительно опровергли сам факт распространения ими подобной провокационной информации. В связи с этой историей в прессе высказывалась догадка о соучастии схваченного за руку тбилисского сайта в антироссийской операции грузинских спецслужб.
Недавняя публикация Давида Картвешвили под нравоучительным заголовком «Ересь к храму не ведёт», появившаяся на сайте «Грузия Оnline», решает на другом материале всё те же антироссийские задачи всё теми же провокационными методами. И потому достойна внимательного прочтения и анализа, если только адресат новой фальшивки не желает быть вновь грубо обманутым и не хочет стать объектом очередной манипуляции со стороны грузинских спецов по чёрным пиар-технологиям.
Итак, тбилисский интернет-портал, определяющий сферу своих профессиональных интересов как распространение «новостей Грузии», а также экспертных и аналитических оценок по таким проблемам, как «конфликты», «экономика и финансы Грузии», «геополитика Кавказа», «Грузия на пути в НАТО», неожиданно озаботился вопросом... сохранения чистоты православной веры Русской Церковью.
Пространный этот опус изобилует, подобно многим иным публикациям портала, довольно комичными для русского глаза стилистическими огрехами и курьёзными нелепицами. Но что совершенно беспрецедентно для жанра журналистского комментария, так это огромное приложение, превышающее по объёму сам авторский текст и представляющее собой ученическое собрание обширных выписок из Апостольских правил и Деяний Вселенских Соборов.
Трудно сказать, с какой целью пошёл г-н Картвешвили на этот весьма экстравагантный, с точки зрения верности общепринятым форматам современной интернет-журналистики, шаг. Может быть, отцы Церкви были привлечены для видимости подкрепления их древним авторитетом его собственных шатких псевдобогословских построений. А быть может, батоно Картвешвили искренне заблуждался, полагая, что до него никто этих текстов в руках не держал, и, движимый просветительским порывом, с простодушной горделивостью «открыл» нам то, что на протяжении столетий известно всему крещёному миру. Наконец, вполне возможно также, что как человек, впервые очутившийся в мире мудрых мыслей, г-н Картвешвили испытал сильный культурный шок и не совладал с соблазном попытаться унести с собою все открывшиеся ему сокровища, дабы немного украсить ими собственное бедное творение на сайте «Грузия Оnline»...
Как бы то ни было, формальным информационным поводом для появления этого неуклюжего, сумбурного и неудобопостижимого текста послужила XVII ежегодная Генеральная ассамблея Межпарламентской ассамблеи Православия, состоявшаяся в конце нынешнего июня в Ереване и посвященная теме «Вклад Православия в становление и развитие государственности стран восточно-христианской традиции».
Все эти сведения и кое-что сверх того автор статьи на сайте «Грузия Оnline» добросовестно переписал из официального пресс-релиза представительного религиозного форума. Однако сразу вслед за этим, строго предупредив потенциального читателя об опасности «потери бдительности», перешёл к изложению наболевшего. Итак, претензии сайта «Грузия Оnline» к современному состоянию межхристианского диалога вкратце таковы.
Во-первых, в минувшем году в Москве Верховному Патриарху и Католикосу всех армян Гарегину II была присуждения премия Международного Фонда единства православных народов имени Патриарха Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества». Это событие наш автор со свойственным ему изяществом стиля осудил как «один из предпоследних реверансов плохо завуалированной политики РПЦ в сторону Армянской Апостольской Церкви».
Воистину, проще перевести на русский старую шутку: «Кто стучится дверь моя? Видишь, дома нет никто!», - нежели этот совершенно уже неудобоваримый набор слов. Поэтому не дерзнём строить собственные предположения относительно того, что могли бы означать все эти «плохо завуалированные реверансы в сторону», как-то некстати и не к месту навевающие воспоминания о первом романе изысканного прустовского цикла.
Заметим только, что наряду с духовным лидером армянского народа в 2009 году аналогичных премий были удостоены Президент России Д.А.Медведев, сербский кинорежиссёр Э.Кустурица и Свято-Владимирская православная Духовная семинария (США). В предшествующие годы этой наиболее авторитетной в православном мире премии удостаивались главы государств, правительств, парламентов, Поместных Православных Церквей, видные государственные, религиозные, политические и общественные деятели из разных стран.
Столь же трудно объяснить, почему именно интернет-порталу «Грузия Оnline» так не нравится, что «нынешний глава еретиков-монофизитов носит титул «Католикоса всех армян» и имя «Гарегин II».
Что касается армянского имени Гарегин, почему-то столь нелюбезного грузинскому интернет-порталу и его автору, то тут приходится констатировать, что подавляющее большинство человечества не отзывается на имя батоно Давид, обходясь с помощью Божией собственными святыми именами, и это положение вещей даже «Грузия Оnline» бессильна изменить.
Своё имя Гарегин будущий Святейший Католикос (в миру - Ктрич Нерсесян) получил в 1972 году при рукоположении во иеромонаха. При этом мнения г-на Картвешвили Армянская Церковь не спрашивала и в дальнейшем, уверен, в аналогичных случаях учитывать не будет.
Касаясь вопроса официального титулования Святейшего Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II во время его визита в Москву, Давид Картвешвили с самоуверенной решительностью незнайки утверждает: «Таким титулом никто и никогда предстоятеля армянской церкви ещё не награждал».
Увы, г-ну Картвешвили придётся принять как данность и нечто значительно большее, чем раздражающее его «Патриарх и Католикос всех армян». Ибо в развёрнутом виде этот титул выглядит следующим образом: «Раб Иисуса Христа и, по неисповедимой воле Божией, Первосвятитель и Католикос всех армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Престола Араратского Апостольской Матери-Церкви, святого кафедрального Эчмиадзина».
Подобная пышная титулатура в семье Православных Поместных Церквей также не редкость, будучи религиозной традицией, освящённой веками. Например, Александрийский Патриарх (второй по чести в православном диптихе Вселенской Церкви) в торжественных случаях именуется «Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной».
И г-ну Картвешвили придётся с этим смириться.
Однако продолжим наше маленькое православное путешествие в страну фантазий и страшилок Давида Картвешвили. Наш неутомимый автор пишет далее: «Истины ради надо заметить, что порядки, угодные экуменистам, в Армянской "церкви" завелись давно. К примеру, еще при усопшем католикосе Гарегине I праздник Пасхи армяне встречали одновременно с католиками и протестантами - 4 апреля 1999 г. Специально по этому случаю прибыл в Армению после лечения из США католикос Гарегин I. Как оказалось, в последний раз».
Читая этот обличительный пассаж, страшно даже представить себе, где мог бы находиться в ночь на 4 апреля 2010 года раб Божий Давид. Хочется думать, что не на шаманских камланиях и не на языческих игрищах.
Ибо в нынешнем году как раз наблюдался тот нечастый случай, когда Юлианская (старый календарный стиль) и Григорианская (новый календарный стиль) Пасхалии совпали во времени. Это означает, что Светлое Христово Воскресение одновременно и повсеместно праздновал весь христианский мир: и православные, и католики, и многоразличные протестанты, а также верующие Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей, одной из которых, к слову, является и Армянская Апостольская Церковь.
Подобные совпадения случаются несколько раз за столетие. Так же было, например, и в победном 1945 году, и на заре нового века и нового тысячелетия - в 2001 году. В ближайшем будущем обе Пасхалии совпадут уже в следующем 2011 году, а затем ещё в 2014, 2017 годах и далее.
Но здесь вот что существенно: с 1 января 1924 года Армянская Апостольская Церковь, подобно большинству Православных Церквей мира (исключение составляют только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также Афон), живёт по новому календарному стилю.
В то же время армянские православные епархии на территории России, Украины и Грузии, а также армянский Иерусалимский Патриархат традиционно продолжают использовать старый стиль (Юлианский календарь).
Из этого следует, что прибывший из США в Ереван Католикос Гарегин I вполне мог отпраздновать армянский «Затик» (Пасху) дважды, приняв участие в обоих торжественных богослужениях, - и по новому, и по старому стилю.
Наконец, соображение ad absurdum: если портал «Грузия Оnline» столь категорически отказывает армянским христианам в праве считать себя тоже православными и характеризует их не иначе, как еретиков и сынов погибели, отпавших от истинной веры, то какой смысл после всего этого упрекать их в каких-либо календарных прегрешениях и вообще в чём-либо ещё?
И в заключение этой темы - небольшой богословский ликбез специально для Давида Картвешвили, кокетливо извиняющегося перед читателем за свою весьма приблизительную и топорную околоцерковную халтуру, почему-то именуя её «подробным анализом, который может показаться невоцерковленному человеку крайне нудным буквоедством».
Итак, в современном Православии календарная проблема не рассматривается как догматическая и разделяющая Церкви, но считается вопросом церковного порядка. Ибо мы празднуем не ту или иную календарную дату Пасхи, но самое событие пришествия в мир Спасителя.
Однако главная претензия портала «Грузия Оnline» к Русской Церкви ни много ни мало «ставит под сомнение де-юре православную суть самого московского патриархата» и выражается г-ном Картвешвили с уже ставшим привычным для нас диковатым косноязычием. Только на сей раз оно выглядит не лишенным известной безуминки и к тому же обнаруживает все признаки извращённого воображения. Ибо дословно формула «обвинения» звучит в устах самозваного грузинского радетеля о благе Русской Церкви следующим образом: «Межконфессиональное антидогматическое порочное совокупление» Московского Патриархата с Армянской Святой Апостольской Православной Церковью.
А имел в виду и цитировал в своём опусе г-н Картвешвили всего лишь несколько теплых слов, сказанных покойным Патриархом Алексием II в Санкт-Петербурге 12 июля 2000 года во время церемонии освящения Католикосом Гарегином II армянского кафедрального храма во имя святой великомученицы Екатерины.
Вот фрагмент официального отчета о том событии: «Хорошо, что в этот день в городе появилась еще одна христианская церковь», - отметил Патриарх Алексий II. Он поблагодарил Гарегина II за то, что свой первый официальный визит глава Армянской Церкви совершил в Русскую Православную Церковь. «Мы воспринимаем армян как своих братьев, и никаких осложнений в церковной жизни у нас не было и никогда не будет».
Поистине достойно удивления, что даже спустя целое десятилетие недругов России и Армении лишает сна и покоя эта простая констатация верности братских народов их многовековому союзу дружбы и мира, завещанного поколениями предков, традиции добрых отношений между двумя Церквами и их верующими.
Вот и г-н Картвешвили деланно возмущается якобы имевшим место антиканоническим «совместным освящением армянского храма в Санкт-Петербурге Алексием II и Гарегином II». И продолжает далее: «В Успенском Соборе Московского Кремля была совершена совместная литургия».
Оба эти утверждения - грубая преднамеренная ложь, рассчитанная исключительно на людей, не имеющих опыта повседневной внутрицерковной жизни и равным образом далёких от практики межцерковных отношений на высшем уровне. Ничего подобного тому, о чём сообщает г-н Картвешвили на сайте «Грузия Оnline», не было и быть не могло. Тому имеется множество свидетелей. А также существуют подробные официальные отчёты о программах и ходе таких визитов, доступные на церковных интернет-сайтах.
На самом деле Патриарх Алексий II, в согласии с общепринятым этикетом межцерковных контактов, присутствовал при освящении Католикосом Гарегином II армянского храма, но отнюдь не участвовал в «совместном освящении».
Со своей стороны, Католикос Гарегин II присутствовал за Божественной литургией, которую Патриарх Алексий II совершил 1 марта 2000 года в Успенском соборе Московского Кремля.
Точно так же и иные Предстоятели Поместных Православных Церквей, посещающие с официальными визитами Святой Эчмиадзин, присутствуют за богослужениями, совершаемыми Верховным Патриархом и Католикосом всех армян.
То есть утверждение г-на Картвешвили о том, что в Успенском соборе Кремля якобы была «совершена совместная литургия» Патриархом Алексием II и Католикосом Гарегином II, также является сознательной ложью.
В связи с чем, как говаривал один булгаковский персонаж, «поздравляю вас, гражданин, соврамши». Причём, поздравляю гражданина Картвешвили дважды - и за Москву, и за Питер.
Словно предчувствуя опасность быть пойманным за руку, автор интернет-портала «Грузия Оnline» утверждает, что он «пытается избежать отсебятины и опирается на факты, изложенные в догмах и учении православной христианской веры». Однако, как видим, получается это у него совсем плохо, а остановиться самостоятельно он не может. И поэтому г-н Картвешвили подводит нижеследующий лживый итог ранее сообщённым им измышлениям:
«Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в нарушение всех известных Апостольских правил и постановлений Вселенских Соборов дважды в 2000 году вступал в общение с еретиками и отступниками (с 554 г.) армянами. Особенно неприятно, что эти вопиющие факты происходили в год объявления Московским Патриархатом 2000-летия Рождества Христова... Дважды в «юбилейном» 2000 году иудины лобызания преданности совершались на глазах у всего православного народа, ничего, кроме удивления и праведного возмущения, не вызывая».
В качестве реального комментария к этому сумбурному пассажу придётся вновь сообщать специально и персонально для «удивлённого и праведно возмущённого» г-на Картвешвили некоторые общеизвестные факты относительно всеправославного «общения с еретиками и отступниками армянами».
Но сначала - два мелких замечания по линии профучёбы г-на Картвешвили.
Во-первых, спасибо, конечно, порталу «Грузия Оnline» за доверие и высокую оценку, однако Московский Патриархат при всём желании не смог бы «объявить год 2000-летия Рождества Христова» хотя бы потому, что двухтысячелетие пришествия Спасителя есть объективная вселенская реальность человеческой истории и христианской веры, не зависящая от людской воли. И поэтому не нужно переносить на других свойства г-на Картвешвили, склонного публично объявлять всё, на что у него хватит дурной фантазии.
Во-вторых, не к месту упомянутые г-ном Картвешвили «иудины лобызания» являются вовсе не символом «преданности», как почему-то кажется автору, а воплощением предательства. Если кто-то подзабыл, то об известном эпизоде в Гефсиманском саду можно прочесть в Евангелии.
А теперь несколько слов по поводу главного вопроса, который был избран порталом «Грузия Оnline» в качестве предлога для его массированной атаки на Русскую Православную Церковь.
Проблема в том, что разрыв евхаристического общения между Вселенским Православием и Древними Восточными Церквами, случившийся в V веке, до сих пор остаётся кровоточащей раной христианского мира.
Однако после пятнадцати веков разделения вторая половина XX столетия ознаменовалась началом интенсивного и плодотворного богословского диалога между Православными и ориентальными Церквами, в котором на протяжении многих лет в составе всеправославного представительства принимала участие и Русская Церковь.
В результате этих контактов было выработано несколько важных документов, самым значительным из которых стало Второе общее заявление Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православными и Восточно-Православными Церквами, подписанное в 1990 году в пригороде Женевы Шамбези.
Его суть в том, что вера двух семей Церквей восточной христианской традиции - идентична, различаясь лишь понятийно. Однако, прошедшее с тех пор время, предоставленное Церквам для обсуждения и возможной рецепции этого документа, показало, что многие из них не сочли возможным его ратифицировать.
Причину этого следует искать в чрезмерно оптимистичном характере Заявления, реально не отражавшего имеющихся разногласий в области христологии, - раздела богословия, определяющего церковное учение о Христе.
В православном мире, например, данное Заявление вызвало неоднозначную реакцию, прежде всего среди монашествующих, а также среди ученых-богословов. Именно поэтому Русская Православная Церковь воздержалась от полного одобрения данного документа, определив на своём Архиерейском Соборе 1994 года: «Считать, что «Второе общее заявление и предложения Церквам» не может рассматриваться как окончательный документ, и необходимо продолжение работы Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами... <и> иметь общецерковное обсуждение данного вопроса».
Общее направление и цель этой работы были подтверждены на Архиерейском Соборе 1997 года, который выразил надежду на то, что «неясности в отдельных христологических формулировках... будут и далее уточняться в ходе изучения вопросов литургического, пастырского и канонического характера, а также вопросов, относящихся к восстановлению церковного общения между двумя семьями Церквей восточно-православной традиции».
Как бы то ни было, проблема разногласий в вероучениях наших Церквей о Христе остается, и решить ее можно путем углубленного и открытого диалога. Вот тогда, возможно, с Божьей помощью и станет вырисовываться перспектива восстановления евхаристического общения между Православными и Древними Восточными Православными (дохалкидонскими) Церквами.
***
Итак, в изрядно замутнённой порталом «Грузия Оnline» воде, где пытался ловить свою дохлую рыбу г-н Картвешвили, надеемся, теперь немного просветлело. Однако, остаются вопросы о целях и причинах этой провокационной антироссийской акции, предпринятой грузинским интернет-ресурсом.
Понятно, что исторически сложившиеся союзнические отношения России и Армении, основанные на многовековой дружбе двух народов и их Церквей, не могут не вызывать политической аллергии у тех персонажей, которых подрядили для продвижения на Кавказе чуждых интересов.
Вероятно, играет здесь свою роль и чисто психологический фактор, ибо позиция Армении по отношению к России не может не прочитываться как немой укор тем, кто не умеют хранить верность, кто лишены благодарной памяти и кто понимают достижение национальных целей исключительно как умение в каждую новую историческую эпоху с выгодой обзаводиться более состоятельными спонсорами.
Об этом, разумеется, впрямую не говорится, но истинные геополитические озабоченности грузинских поборников «чистоты Русского Православия» всё-таки выплывают на свет Божий при чтении такого, например, пассажа г-на Картвешвили: «Антихристианские правители России... продавливая дружбу Русской Православной Церкви с монофизитами армянами или иными еретиками, отпавшими от повелений Четвертого и последующих Вселенских Соборов, они начали разрешать свои нефтегазовые и финансовые региональные проблемы».
Поэтому, когда в тексте статьи «Ересь к храму не ведёт» неожиданно звучит выражение «на армянском фронте», очень хочется думать, что порталом «Грузия Оnline» высказываются не затаённые мечты г-на Картвешвили и не планы грузинского Генштаба, а имеют место трудности внутреннего перевода с языка ненависти и конфронтации.
Другой очевидной целью антиправославной акции портала «Грузия Оnline» является попытка вбить клин в сердечные, взаимоуважительные и равноправные отношения двух Церквей-Сестёр - Грузинской и Русской, а также попытаться оказать давление на Грузинский Патриархат с целью втянуть его в конъюнктурные политические игры нынешнего руководства кавказской республики. Об этом, в частности, свидетельствует слегка замаскированная угрожающая интонация г-на Картвешвили, не иначе как в помрачении разума дерзающего выговаривать Церкви Христовой.
Стилистику, орфографию и пунктуацию этого впечатляющего документа специально сохраняем в неприкосновенности в качестве особого бонуса г-на Картвешвили для грамотного читателя:
«Я сознательно не хочу обширно касаться взаимоотношений двух организаций - ГПЦ и РПЦ. Думаю - продолжить данную щепетильную тему в дальнейшем более подробно...
Считаю огромной ошибкой продолжение на данном этапе жить какими то иллюзиями относительно роли двух наших Церквей в процессе восстановления исторической и государственной справедливости и нормализации цивилизованных межгосударственных взаимоотношений между двумя нашими странами, находящимися на данный момент в состоянии войны. Это опасная и двусмысленная игра - как с политической, так и с религиозной точки зрения.
Хотелось бы услышать официальную позицию нашей Церкви по отношению к около-православным политическим играм своих северных коллег».
Что тут скажешь? Воистину, «умри, Денис, ты лучше не напишешь!», как говаривал Потёмкин Фонвизину. И потому да помянет Грузинская Церковь в молитве «о людских невежествиях» (Евр. 9. 7) заблудшего раба своего Давида и иже с ним.
И в заключение - самое пикантное в этой истории, которую заварил портал «Грузия Оnline» на горе себе и на потеху всему свету.
Есть в Интернете персональный сайт одного довольно известного в узких кругах московского публициста, который представляется в Сети как «православный журналист Александр Рожинцев». Адрес его сайта - www.rozhinsev.nm.ru; www.rozhintsev.narod.ru. Это интернет-ресурс, резко и открыто противопоставляющий себя официальной позиции Русской Православной Церкви. В последние годы сайт не обновляется, а его автор переключился на работу в монархическо-биографическом жанре.
На этом антицерковном сайте имеется раздел «Ересь», в котором размещён пространный якобы информационно-аналитический материал в 12 главах под заголовком «2000-2002. Еретический диалог Московского Патриархата с Армянской Апостольской «Церковью» продолжается» (http://rozhintsev.narod.ru/cerkov/eres/armjan.htm).
Как выяснилось, именно оттуда предприимчивый, но вороватый Давид Картвешвили перекатал под копирку почти полный текст «своей» статьи «Ересь к храму не ведёт», ныне размещённой как ни в чём не бывало на сайте «Грузия Оnline».
Вороватый, но старательный Давид Картвешвили проглотил сомнительные плоды чужого труда, не разжёвывая, и доверчиво перенёс на родной сайт «Грузия Оnline» текст Александра Рожинцева со всеми его ошибками, описками и опечатками.
Зато нет никаких сомнений, что в платёжной ведомости за получение гонорара он расписался собственным именем. Так что все желающие могут сравнить оба изделия антицерковных пиарщиков и поздравить Давида Картвешвили вместе с его работодателями уже не только соврамши, но ещё и украмши. Это, согласимся, нечастый даже для портала «Грузия Оnline» дубль.
И поскольку на сайте Александра Рожинцева размещено довольно значительное количество материалов, пытающихся шельмовать и порочить Русскую Церковь, читатель теперь имеет редкую возможность заранее узнавать из исходного российского источника, как из программы телепередач, чтó именно ему предстоит увидеть на грузинском портале.
И это поистине новое, хотя и дурно пахнущее слово в старом ремесле политических провокаций и идеологических диверсий.
Впрочем, как говорили встарь на Руси, ложь стоит до улики.