Во время визита во Францию президента Саакашвили его коллега Николя Саркози жестко предупредил президента Грузии по поводу проводимой в отношении Ирана политики. Саакашвили объяснили, что если он хочет облегченных отношений с ЕС, то это не должно идти вразрез с проводимой политикой Евросоюза в данном регионе.И на тебе - в скором времени между Ираном и Грузией будет задействован безвизовый режим. Как это понимать, и что стоит за таким шагом на фоне попыток изоляции Ирана? Неужели кто-то может поверить, что страна-банкрот проводит самостоятельную политику вразрез интересам своих кредиторов? Безусловно, шаги Тбилиси идут в против политики Евросоюза, но противоречит ли это интересам США?
Интенсивные контакты между Тбилиси и Тегераном вызывают ряд предположений. Первое, что лежит на поверхности - это выполнение указаний Вашингтона по сближению с Ираном в целях создания через Грузию переговорной площадки и смягчения конфронтационных отношений между США и Ираном. Действительно, чем плох план? С одной стороны, Вашингтон не может отойти от своих грозных заявлений по отношению к Ирану, с другой - США уже надорвались в Ираке и Афганистане, и затевать авантюру с Ираном смерти подобно. Саакашвили самая удобная кандидатура для посреднического дела - зависим, послушен, да и выгоду свою видит, может стать кандидатом на Нобелевскую премию мира. Тем более, что момент выбран удачно - Россия поддержала санкции ООН, что вызвало недовольство Тегерана.
Есть и другой вариант - менее вероятный, но все же возможный. После череды авантюр, в том числе и военных, администрация Обамы охладела к Грузии, а визит Хиллари Клинтон только подтвердил, что цепляться за Кавказ - себе дороже. Уловив "понижение градуса", Саакашвили мог выбрать другой путь, политически оправданный, но скользкий - шантаж.
Он просто снял кальку с Турции, которая постаралась произвести давление на Евросоюз, оформив стратегическое партнерство с Россией. Надо вспомнить визит премьер-министра Турции в Батуми. Ердоган прибыл в Грузию после визитов в Баку и Иран. Не исключено, что Турция, которая желает углубить отношения с Ираном, ищет сторонников этой политики.
Но не надо забывать, Грузия - это не Турция. Михаил Саакашвили думал, что взамен тесных отношений с Ираном получит большую поддержку администрации Обамы. И для этого в Тбилиси, якобы был приглашен президент Ирана. Вот это уже был «бунт на корабле», и Соединенные Штаты показали президенту Грузии желтую карточку. После чего власти Грузии стали оправдываться, и опровергли запланированный визит президента Ирана/
Впрочем, в связи с активизацией отношений между Грузией и Ираном шума больше, чем реальности. С одной стороны, для Грузии важно сохранить исторические отношения с Ираном, и это входит в ее интересы. Иран - важное и большое государство с населением около 70 миллионов человек. В нынешней ситуации провальной экономики Грузии - это и рынок сбыта, и партнёр, и кредитор. Да, у США есть свои интересы на Южном Кавказе, но отношения Грузии и Ирана эти интересы изменить не смогут. Но, в тоже время, Тбилиси должен учитывать критическое отношение международного сообщества к Тегерану.
А теперь предположим обратное. Иран, с его потенциалом и игрой на противоречиях ведущих держав мира, выйдет из состояния изоляции и предпримет активные дипломатические и военные шаги. И здесь Грузия сможет сыграть основную роль. Тегеран, перекупив грузинские долги, станет превалировать на Кавказе и нависнет не только над юге России, но и над Ближнем Востоком и над Израилем. А уж инструментов давления будет более, чем достаточно. Территориально он сможет привязать к себе Турцию. Нефтедобыча, транспортные коммуникации, общность культурных ценностей, неприятие к Евросоюзу - хорошая основа для союза. Азербайджан с его энергоресурсами не сопоставим с возможностями Ирана и станет подчиненной территорией, Армения тем более. В этом случае положение Европы будет незавидным. Для своего нормального существования она будет метаться между Россией и Кавказом.
Грузия почувствовала свой звездный час. Завязать на своей территории интересы Ирана и России. Заманчиво и перспективно. Речь идет о приватизации газопровода Север -Юг. В Армении есть газопровод, в настоящее время в эту страну тянется "нитка" из Ирана. Все знают, что покупатель будет Россия. Для развития в этом направлении нам необходим «Север-Юг», потому что для Газпрома остается нерешенной "малость" - грузинский участок. Приобретая его, российская монополия одним ударом решит две геостратегические задачи - экономические и политические.
Принятие в первом чтении в Парламенте Грузии законопроекта о государственной собственности, согласно которому в число приватизируемых объектов вносятся и магистральные газопроводы подтверждают предположения, что Грузия начинает геополитическую игру на выживание. Вот почему этот вопрос парламент начал рассматривать в экстренном порядке, и в законопроект не вносится оговорка, что приватизации не подлежит контрольный пакет акций.
Многие в недоумении, но депутат парламента и автор законопроект Лаша Тордия ответил народу лихо и в духе Жириновскго: Конкретно экономический эффект не просчитывался. Вопрос рассматривается в концептуальном плане. Прецеденты есть. Почему ГЭС можно приватизировать, а газопроводы нет? Передав трубу, или ее часть частному сектору, одновременно передадим ему и все риски по управлению газопроводом.
Увы, Грузия, всегда повернутая спиной к России, мечется и ищет партнеров. Может быть, самое время вспомнить историю?
XVI - XVIII век - Иран пытается полностью истребить грузинское население. Особенно разорительными были походы войск шаха Аббаса I в Картли и Кахети в 1-й четвверти 17 века, стремившегося полностью истребить грузинское население. Только в Кахети погибло 100 тыс. человек, а 200 тыс. было угнано в Иран. Одновременно Турция проводит политику насильственного отуречивания населения Аджарии. Связи Грузии с Россией, прерванные в период монголо-татарского ига, возобновляются и принимают регулярный характер. Грузинские правители неоднократно обращаются к России с просьбами о военной помощи, предлагают совместные действия против Турции и Ирана. В конце XVII века в Москве создаётся Грузинская колония, сыгравшая значительную роль в русско-грузинском сближении. 1639 год, Кахетинский царь Теймураз I дал присягу на верность русскому царю. В декабре 1782 года Ираклий II обращается к Екатерине II c просьбой о принятии его страны под покровительство России, а уже в 1783 году Россия и Грузия подписывают Георгиевский трактат, устанавливающий российский протекторат над царством Картл-Кахети - Восточная Грузия, разоренном персидскими и турецкими нашествиями. В 1795 году Иранский шах вторгается в Грузию и разоряет её столицу Тбилиси. В стране создаётся критическое положение. Нападение Ага-Магомет-хана на Картли стало причиной для вступления России в войну против Персии 22 декабря 1800 года после почти годичного раздумья, Павел I, выполняя просьбу умирающего Георгия XII, подписывает Манифест о присоединении Грузии к России
Присоединение Грузии к России спасло грузинскую нацию от геноцида и ассимиляции со стороны соседних исламских стран. Уже через сто лет после вхождения Грузии в состав Российской империи численность грузин выросла с 60 тысяч до полутора миллионов человек. Ну что, надо еще что-то объяснять?