Военный парад в Тбилиси сегодня, конечно, не дотягивал до недавнего московского. Не было ни западных войск, ни когорты иностранных политиков. Но ведь и повод был гораздо скромнее: 19 годовщина независимости Грузии.
Лицо президента - главнокомандующего Михаила Саакашвили выражало полное счастье при виде четырех тысяч военных в форме натовский войск со штурмовыми винтовками американского и израильского производства, при виде турецких бронемашин, американских «хаммеров» и даже бронетранспортеров российского производства.
В прошлом году правительству не дали сделать традиционный праздничный марш-бросок по Руставели. Оппозиционеры подняли народ на акции протеста, требуя отставки правителя, чья необдуманная политика привела к полному развалу страны. Вместо военного парада состоялось шествие в белых одеждах.
За год в стране мало что изменилось к лучшему. Вероятность вернуть Абхазию и Южную Осетию стала еще меньше, вина команды Саакашвили в нападении на Цхинвал была доказана еврокомиссией, ситуация в экономике на протяжении года ухудшалась, выйдя в плюс только в этом году.
Однако общество устало протестовать, разочаровавшись в способностях оппозиции и убедившись в крепкой хватке властей. Без поддержки широких масс населения политические противники Саакашвили не решились выйти на митинги протеста против парада. А власти не постеснялись демонстрировать армию, проигравшую в августе 2008 года.
Выступая перед началом парада, Саакашвили, заявил, что сегодня - «самый знаменательный день для грузинского народа, который на протяжении тысячелетий выдержал нашествия нескольких империй».
Действительно, от персидских и турецких завоевателей Грузии спасаться приходилось. И Российская империя с ее сестринской помощью единоверцам была как нельзя кстати. Но именно в честь независимости от нее отмечается национальный праздник 26 мая.
В этот день в 1918 году правительство во главе с Ноем Жордания провозгласило независимость от Москвы. Долго продержаться это демократическое государство не смогло. Напали турки, и Жордания стал искать помощи сначала в Германии, потом в странах Антанты. Но в 1921 году грузинские большевики при помощи идеологических соратников из Москвы установили в Грузии советскую власть.
Демократическое государство Грузия появилось только после распада Советского Союза. Его стали считать преемником республики Жордания, а годы советской власти... оккупацией, несмотря на то, что власть в стране грузины меняли своими руками, и всем СССР на протяжении десятилетий управлял уроженец этой страны Иосиф Джугашвили-Сталин.
В результате такой манипуляции понятием «оккупация» Днем независимости и стал не день референдума 31 марта, когда грузины выходили из СССР, а день выхода из Российской империи.
«Грузия, несмотря на эти нашествия, жива, а империи канули в лету, потому что все поколения грузин боролись за независимость своей родины», - заявил сегодня Саакашвили.
К сумбурности речи президента привыкать не приходится, поэтому никто не удивился тому, что в продолжение этой мысли он заговорил об империи, которая все-таки жива и даже угрожает его стране. Естественно, речь шла о России. «Как бы не пытался враг остановить биение сердца Грузии, он никогда не добьется этого», - добавил Михаил Саакашвили, пояснив, что биение сердца Грузии - это ритм военного марша.
Лучше всего это понимают в Абхазии и Южной Осетии, которые 19 лет назад отказались участвовать в референдуме о независимости, а потом испытали на себе всю пламенность такого «грузинского сердца».
После парада Саакашвили открыл в Тбилиси монумент в память о павших в борьбе с Россией за независимость Грузии. Он представляет собой 48-метровую стелу из стекла и металла. У основания высечены имена почти трех с половиной тысяч грузин, погибших «в борьбе с российскими оккупантами» с 1918 по 2008 годы. После разрушения в Кутаиси мемориала воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, новый памятник выглядит очередным вызовом истории. Нет для Саакашвили общего российско-грузинского прошлого, есть только увековеченное в стеле противостояние.
С тем же смыслом на годовщину независимости Грузии были приглашены родственники польского президента Леха Качиньского, который помогал Саакашвили культивировать в совей стране и на Западе образ России как врага и захватчика. Торжества начались с минуты молчания в память об этом политике, разбившемся на самолете в результате несчастного случая под Смоленском.
Но если для официальных властей Россия - враг, а независимость - это свобода от кремлевских решений, то все больше оппозиционных лидеров понимают: проблема - не в России, всего-навсего защищающей свои стратегические интересы в соседних странах. Проблема - в неумелом лавировании грузинского руководства между интересами на Кавказе двух больших держав - США и России. О какой реальной независимости сейчас можно говорить, когда грузинские власти пляшут под дудку Вашингтона? И о какой независимости можно говорить, когда в сотне километров от Тбилиси на бывшей грузинской территории стоят российские военные базы?
Оппозиция всеми руками за независимость. И она вовсе не против сильной армии, поэтому акцию протеста против парад отменила. Как заявил журналистам лидер общественного движения «Защити Грузию» Леван Гачечиладзе, это было сделано для того, чтобы «предоставить полную свободу шизофрении Михаила Саакашвили». «Мы ничего не имеем против грузинской армии. Мы против Саакашвили», - подчеркнул он. «Они (солдаты) неоднократно достойно доказывали своей храбростью, что готовы защищать родину. Именно по тому, мы приняли решение, не мешать параду», - сказал в свою очередь соратник Нино Бурджанадзе Вахтанг Колбая из «Движения за единую Грузию».
Вместо парада представители практически всех оппозиционных партий пошли в парк Ваке на встречу с ветеранами Великой Отечественной войны, боровшимися с фашизмом - настоящим, а не мифическим врагом общей для россиян и грузин Родины.
Кроме того, оппозиционеры посетят могилу Мераба Костава, советского диссидента, соратника Звиада Гамсахурдиа, боровшегося с тоталитаризмом - также врагом общим для всех постсоветских стран.
У народа и правительства разные противники и разные подходы к понятию о независимости. Быть подлинно независимым официальному Тбилиси не удается, поэтому и потребовался «внешний враг», ради устрашения, а вернее поддразнивания которого грузинская армия сегодня и маршировала по главным улицам столицы.