Вчера откровения экс-посла Грузии в России Эроси Кицмаришвили перед временной парламентской комиссии по расследованию августовских событий стали поводом для очередной версии новейшей истории Грузии. Он обвинил Саакашвили в этой авантюре, в том, что она готовилась еще несколько лет назад.
В ответ председатель комиссии пообещал бунтарю уголовное дело. Но вовсе не за разоблачения главы государства. А... за халатность, проявленную на дипломатическом посту. Посол якобы утаивал информацию, которую обязан был передавать в свой МИД.
Кинцмаришвили, в свою очередь, заверил, что подаст в суд на руководство страны за экспроприацию собственности. И сказал, почему: Саакашвили лично отобрал его долю в телекомпании «Рустави 2».
Можно констатировать: президента покидают его прежние соратники. В лобовую столкнулись интересы команды Саакашвили и команды ныне покойного премьера Зураба Жвания (погиб в 2005 году при до сих пор не выясненных обстоятельствах).
Инициатором схватки выступил как раз Эроси Кицмаришвили. Он, как и Михаил Саакашвили, сам вызвался дать показания временной комиссии. До вчерашнего дня сенсаций от ее работы никто не ждал. Грузинский парламент это вам не украинская рада, и Михаил Николаевич, в отличие от своего кума Ющенко, очень неплохо ладит с депутатами. И неудивительно, что ранее результаты всех слушаний лишь подтверждали установку президента: «Грузия была вынуждена ответить на агрессию России».
Даже отдававший грузинским войскам приказ о начале операции бригадный генерал Мамука Курашвили, представший перед комиссией одним из первых, выгораживал верховного главнокомандующего как мог. «Никаких указаний свыше не получал. И, вообще, я был контужен», - заявил он. Но бури не удалось избежать даже в такой тихой гавани, как парламентская комиссия по расследованию...
Ныне Эроси Кицмаришвили - главный герой грузинских, российских и западных СМИ. Его показания разлетелись на цитаты: «В развязывании войны в августе 2008 года виноват лично Михаил Саакашвили», «Еще год назад он начал активно готовиться к войне в Абхазии», «Запад дал Саакашвили зеленый свет», «Грузия могла предотвратить августовские события, но повела себя в отношении Южной Осетии "бессмысленно".
Парламентское большинство отреагировало адекватно и в лучших традициях «младореформаторов». Председатель комитета по обороне и национальной безопасности Георгий Таргамадзе попробовал закрыть рот Кицмаришвили. В буквальном смысле, физически. Коллеги помешали ему вступить в рукопашную. Таргамадзе успел только метнуть ручку в оппонента.
Теперь, видимо, Кицмаришвили, как и других противников режима Саакашвили, признают «агентом Кремля». Это вполне прогнозируемо, вопреки той самой непредсказуемости, о которой говорилось выше. Ведь в шпионаже в пользу России подозреваются практически все, кто посмел обнаружить инакомыслие.
К тому же, именно когда Кицмаришвили был послом, между ним и и Михаилом Николаевичем пробежала черная кошка. По кулуарной информации, причиной отзыва высокопоставленного дипломата стало недовольство со стороны грузинского президента. Его раздражали «подозрительные» контакты Кицмаришвили в России. В частности, тесное общение с пророссийски настроенными лидерами грузинской диаспоры в РФ.
«Он даже посмел пригласить на прием в посольство президента союза грузин в РФ Михаила Хубутия, - рассказывал собеседник, пожелавший остаться неизвестным. - Который для Саакашвили как красная тряпка для быка. Да еще Эроси часто общался с бизнесменами, которые живут в Москве и до сих пор считают себя приверженцами Жвания».
Саакашвили после гибели премьера начал избавляться от его людей во властных структурах. Интеллектуальный перевес команды Жвания не добавлял очков косноязычным сторонникам президента. Последним покинул свой пост премьер Зураб Ногаидели, который тоже ушел в оппозицию. Кинцмаришвили в свое время умудрялся сидеть на двух стульях - в командах и президента, и Жвания. Ныне, выступив с обвинительной речью против Саакашвили, Эроси как бы напомнил соотечественникам: будь Жвания жив, или будь у руля государства его сторонники, все было бы по-другому. (Кстати говоря, эта идея очень популярна у населения страны).
«В 2004 году противником силовых мер выступил премьер Зураб Жвания, - рассказывал Кицмаришвили. - До его гибели перспективы грузино-осетинского урегулирования были, и неплохие. Об этом мне говорил Валерий Кеняйкин (в те годы - сопредседатель смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта с российской стороны. - Ред.). К сожалению, после 2005 года лидеры Грузии слишком резко и агрессивно выступали против лидеров России, что крайне ухудшило и без того сложные двухсторонние отношения».
Сможет ли бывшая команда Жвания, пытающаяся вновь воссоединиться, взять реванш? Ответить на этот вопрос пока не берутся и грузинские политологи. Разрозненность - давняя и хроническая болезнь грузинской оппозиции.
Политолог, член «Республиканской партии» Пата Закареишвили, в беседе с нашим корреспондентом подчеркнул, что Саакашвили сделал все для того, чтобы не существовало команды Жвания. Ныне кто-то ушел в оппозицию, кто-то просто занялся бизнесом. И республиканец сомневается, что они способны выступить единым фронтом против нынешнего режима.
Главным событием вчерашнего дня, убежден Закареишвили, было не заявление Эроси Кицмаришвили, а реакция самой комиссии. Ее агрессивность, неадекватные обвинения лишь подтверждают его правоту: президент и парламент полностью себя дискредитировали,
- Как вы думаете, будет ли Запад и теперь поддерживать Саакашвили, «глашатая демократии на Кавказе»?
- Очень трудно сказать. Мы неоднократно предупреждали, что Запад вскармливает авторитаризм, поддерживая Саакашвили, пока нас не услышали. Какой будет позиция новой американской администрации - покажет время...
- Получается, что без Белого дома Грузия не способна принять решение, нужен ли ей этот президент
- Это вовсе не так. Нашему обществу претит дух диктаторства и авторитаризма в любом его проявлении. Грузины будут выступать против притеснения их свобод. И нам для этого не нужна помощь Запада. Мы просто хотим, чтобы он перестал поддерживать Саакашвили.
Больших надежд на восстановление отношений с Россией политолог не возлагает. Как и многие оппозиционеры, он считает, что Саакашвили - это единственная кандидатура, которая ныне устраивает Кремль.
Между тем Эроси Кинцмаришвили буквально несколько часов назад сделал очередное «непопулярное» для Грузии заявление.
«Между Грузией и Россией должен быть начат прямой диалог, - отметил он на пресс-конференции. - Необходимо установить прямые контакты как с обществом, так и с политическими партиями России».
Для начала такого диалога Кицмаришвили намерен попросить помощь у Патриархии Грузии, а также у российского духовенства.
Власти пока никак не отреагировали на это заявление. А объединенная оппозиция предлагает организовать публичное слушание показаний Кицмаришвили, на которое будут приглашены представители международных организаций и зарубежных СМИ.
Ирина Пташковская