Сомневающихся в том, что отношения между Россией и Грузией парадоксальные, вряд ли можно найти. Не поддается разумному объяснения произошедшее в августе 2008 года, когда впервые за историю своего существования соседние государства стали военными противниками. Трудно умом понять и то, что сегодня происходит в двусторонних отношениях между странами. По крайней мере это касается информации о возвращении грузинской продукции на российский рынок.
Главной новостью многих грузинских СМИ сегодня стала информация о том, что «Москва капитулирует перед грузинской продукцией». Утверждается, что грузинское вино, минеральные воды и сельхозпродукция, объявленные главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко четыре года назад «невъездными», вернутся на прилавки российских магазинов.
По любимым «Хванчкаре», «Киндзмареули», «Боржоми» и батумским мандаринам россияне, испытывающие ко всему грузинскому традиционные добрые чувства, подкрепленные ностальгией, действительно испытывают. Это заметит каждый грузин, который находится в России. Только любителям грузинских вин на данный момент не совсем понятно - когда все-таки следует бежать в магазин за всем грузинским. По крайней мере в интернете пока не найти ни одного официального заявления со стороны России.
В Тбилиси же уже на этот счет высказано множество мнений. Началось все накануне. Глава Минфин Грузии Каха Баиндурашвили выступил за возвращение продукции на рынок РФ. «Приобретение дополнительного рынка для реализации грузинской продукции, естественно, может принести лишь позитивные результаты. Что касается России, главное, чтобы был последовательный подход, с тем чтобы с первого взгляда позитивный шаг не оказался российской ловушкой», - цитирует агентство «Новости-Грузия» министра.
Насколько возможно возвращение грузинских товаров на российский рынок с учетом отсутствия между странами дипотношений? Как оказалось, министр сделал этот комментарий в связи с визитом лидера оппозиционного «Движения за Справедливую Грузию» Зураба Ногаидели в Москву. Различные информагентства сообщили, что вопрос о возможном возвращении грузинской продукции на российский рынок и возобновлении прямого воздушного сообщения в данное время обсуждает в Москве экс-премьер Грузии, лидер оппозиционного «Движения за Справедливую Грузию» Зураб Ногаидели. Но ведь Ногаидели официальный Тбилиси считает предателем Родины. Да и может ли он - обычный оппозиционер принимать решения государственного значения?
Однако в Тбилиси во всю обсуждается возвращение грузинских товаров в Россию, где пока не делают никаких комментариев на эту тему. Так, портал «Бизнес-Грузия» приводит мнение на этот счет грузинского бизнес-сообщества. «Россия в любое время может снова задействовать эмбарго, потому что оно было введено безосновательно и в одностороннем порядке. В любое время она может сделать то же самое в отношении всей нашей продукции», - высказал опасения председатель Торгово-промышленной палаты Грузии Джемал Инаишвили.
Вообще из многочисленных комментариев не совсем понятно - желают в Тбилиси возвращения своей продукции на российский рынок или нет. Высказывания официальных лиц, экспертного сообщества, заявляющих, что «ни одному государству не будет лишним появление дополнительного рынка, но это позитивное событие не должно превратиться в очередной капкан Кремля» похожи на принцип хорошо известной поговорки: «И хочется, и колется. И сотрудничать кто-то не велит». Вероятно, именно поэтому и родилась версия официального Тбилиси, что у Москвы просто нет выхода, как только снять эмбарго. Сначала эту версию излагали на страницах газет. «Просто у России не остается другого пути, так как политическое эмбарго не оправдало себя. Социальный бум, который должны были вызвать исчезновение с российского рынка грузинского вина, «Боржоми» и цитрусов, не произошел», - такое утверждение со ссылкой на экспертов можно прочитать на страницах грузинских интернет-СМИ.
Точку решил поставить Государственный министр по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры Георгий Барамидзе. Он заявил, что Россия будет вынуждена снять эмбарго в отношении Грузии. «Как видно, Россия планирует снять эмбарго в отношении Грузии потому, что создает Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, а в таком случае грузинская продукция в любом случае попадет на российский рынок. Не исключено, что в дальнейшем пойдет речь о возобновлении транспортного и авиационного сообщения, также будут подняты другие вопросы, которые прекратила сама Россия, чтобы разрушить грузинскую государственность. Сейчас она планирует это сделать по разным причинам, в том числе и потому, что вынуждена. Но цель осталась та же - уничтожить грузинскую государственность и привести к власти рабов», - цитирует Барамидзе агентство РБК. Вероятно, вопрос интеграции в европейские и евроатлантические структуры сегодня не столь актуален, раз уж госминистр по этим вопросам комментирует рыночные вопросы с севером.
Ранее аналогичную точку зрения высказал «отец грузинской экономики» бывший руководитель аппарата грузинского правительства Каха Бендукидзе. 26 января 2010 года в интервью изданию «Business Грузия» бывший руководитель аппарата грузинского правительства Каха Бендукидзе отметил, что с созданием Таможенного союза часть товаров из Грузии сможет проникнуть на российский рынок. «Россия не сможет запретить ввоз ни вина, ни «Боржоми» и ничего другого! В конце концов, ввезешь на север Казахстана, и перевезешь в Оренбургскую область. <...> Или ввезешь в Белоруссию, и перевезешь в Брянскую область», - пояснил Бендукидзе.
Однако уже вскоре появилась информация, что премьер-министр России Владимир Путин потребовал, чтобы через границы единого Таможенного союза на общую территорию не проникали товары, которые могли бы создать проблемы на рынках стран-участниц. Об этом сообщает Прайм-ТАСС. «Нужно с коллегами договариваться о том, чтобы все участники этого процесса, все участники Таможенного союза были полностью уверены в том, что на нашу общую таможенную территорию поступают товары по согласованным процедурам и по единым правилам, по единым таможенным тарифам», - отметил Путин. При этом он не уточнил, какие товары могут быть названы «проблемными». Но то, что к ним относится продукция из Грузии, вряд ли у кого-то остаются сомнения. Так что версия официального Тбилиси о том, что Россия готова вернуть грузинские товары просто от безысходности - выглядит не очень правдоподобно. Может, просто власти Грузии не желают показать своим избирателям, что сотрудничеству и партнерству с соседней Россией - просто нет альтернативы. Стесняются признать, что из-за амбиций грузинских политиков страна находится в достаточно сложном экономическом положении. Ведь если убедить электорат, что это Россия сама осознала свои ошибки и искупает свою вину возвращением грузинских продуктов на столь перспективный российский рынок, грузинские политики в случае необходимости вновь смогут использовать «антироссийскую карту» и обвинить во всех своих бедах Москву. Не будь всего этого, жили бы соседние народы дружно и мирно, поднимали бокалы с грузинским вином.