Правда, США по-прежнему лоббируют вступление Грузии а альянс. Так, после своего визита в Вашингтон госминистр по евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе заявил, что администрация Буша подтвердила свою приверженность подключению Грузии в декабре этого года к МАР. Спустя несколько дней глава американского министерства обороны Роберт Гейтс подлил масла в огонь, заявив, что у Москвы нет права препятствовать вступлению Грузии в НАТО.
На сегодняшнем заседании в Валенсии даже было отказано в выступлении постпреду России при альянсе Дмитрию Рогозину. В ответ он вообще проигнорировал свое участие в этом мероприятии. По словам российского дипломата, руководство Ассамблеи "обрекает своих коллег на однобокое, искаженное восприятие событий этого августа на Кавказе".
Впрочем, об августе из уст Саакашвили мир услышал столько страшилок, что сенсационными откровения в Валенсе вряд ли станут. Да и позиция Штатов тоже давно известна. Что касается предоставления МАР, то, как утверждает грузинский эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе, Россия своего добилась, и шансов у Грузии практически нет.
Совершенно неожиданно для Грузии на днях прозвучало категорическое «нет» от руководства Бельгии. Недавно заместитель председателя комиссии сената этой страны по иностранным делам Жози Дюбье заявил, что намерен блокировать вступление Грузии в НАТО, "пока Саакашвили остается главой государства".
К тому же, Германия, Франция, Италия, Испания и Греция представляют группу, которая по-прежнему убеждена, что дарить Грузии МАР преждевременно. А у Тбилиси нет сомнений: такая позиция обусловлена опасением вызвать раздражение Москвы. Ведь с нею заставляет считаться зависимость от российских энергоресурсов.
В Грузии, похоже, уже смирились, что путь в альянс окажется более тернистым, чем она ожидала. Дело резко осложнил итог августовского конфликта, нанесшего серьезный урон ее вооруженным силам. «Оборонная инфраструктура была очень сильно повреждена», как пояснил грузинский посол в ООН Ираклий Аласания, комментируя вчерашний телефонный разговор Барака Обамы с Михаилом Саакашвили.
Аласания, двоюродный брат Михаила Николаевича, высказал надежду, что приход к власти в США Демократической партии не осложнит задачу Тбилиси: "Поддержка Грузии и ее устремлений в НАТО исходит от обеих партий США".
Сохраняются надежды и на Лондон, у которого с Москвой прохладные отношения. К тому же, Великобритании сам бог велел отстаивать интересы энергоконцерна «Бритиш петролеум», которому принадлежит самая большая доля в транзитных нефтепроводах на территории Грузии.
На фоне вспыхнувшей в Ницце взаимной любви по расчету между Россией и ЕС, Вашингтону и Лондону вряд ли удастся удовлетворить чаяния Грузии.
Грузинские аналитики убежденны: учредив недавно совет «Грузия - НАТО», страны-члены альянса тем самым дали понять, что и МАР, и последующее ее вступление в Североатлантический блок теряют актуальность. Теперь и без того обе стороны имеют возможность продуктивно сотрудничать. При этом, не раздражая Москву.
Так что, полагают эксперты, в том числе и американские, придется правительству Грузии пока жить и без плана МАР, и в новых территориальных реалиях. А, между прочим, именно намерением восстановить территориальную целостность Тбилиси объяснял свое стремление в альянс.
Опираясь, судя по всему, на волю населения. Что подтверждают результаты опросов, проведенных авторитетными международными организациями Baltic Survey и Gallup Organization. Во всяком случае, до августовских событий в Грузии число сторонников вступления в НАТО составляло аж 83 процентов.
Директор организации «Грузия - в НАТО» (не путать с недавно созданным Советом) Шалва Пичхадзе дал этому такое объяснение: альянс воспринимается как щит от России. Правда, после августа аналогичных социологических исследований никто не проводил.
Не претендуя на какую-либо убедительную статистику мнений, приведу высказывания, которые услышала в Тбилиси в разгар тех событий.
«Россия зря вмешивается в наши дела. Мы вступим в НАТО и, наконец, заживем нормально. Я полностью поддерживаю прозападный курс Грузии», - мгновенно вспыхивает грузинский парень Дато, лет тридцати. Пожилая соседка Маро причитает: «Я мать, у меня двое детей, внуки. Недавно одного в резервисты призвали. Кому нужна эта война? Разве Америка нам поможет?! Да ей все равно что с нашими детьми будет. Уж лучше бы мы держались от всего этого подальше. Пусть Россия и Америка сами выясняют отношения, а нам так хочется спокойствия». К разговору подключается Сосо: «США должны были бы более понятно разъяснить все России. Мы маленькая страна. Нам лучше со всеми дружить. А они что допустили? Какая разница - в НАТО мы или не в НАТО, оно все равно не пойдет против России. Только вот нас все они подставили».
Знакомый, которому 22 года, служит в грузинской армии. Но, в силу компьютерного профиля, «воевал» в тылу. Хотя то и дело рвался на передовую. Он говорил: «Отдам полжизни, если американцы не накажут русских»». И на прощанье заверил, что при следующей встрече я увижу его в натовской форме.
Такая возможность у меня появится на новогодние каникулы. Но сомневаюсь, что мой знакомый предстанет в «натовском облачении». Декабрьский саммит в Вашингтоне вряд ли примет решение в пользу Грузии. Да и в Тбилиси все чаще задумаются - зачем это нужно? «Конфликтные территории» утрачены, и НАТО явно не собирается их возвращать, вступив в войну с Россией.
Грузинские политологи склоняются к тому, что, действуя «назло России», Грузия наживет себе кучу новых проблем. Упомянутый выше политолог Мамука Арешидзе считает, что в идеале на его родной земле не должно быть ни американских, ни российских, ни каких-либо иных иностранных военных баз. «Для Грузии очень важно, чтобы Россия и Запад пришли к компромиссу. Иначе есть опасение, что мы окажемся между двух огней. То есть нам уготована роль посудной лавки, раздавленной двумя слонами», - говорит он.
Пока, судя по всему, опасения грузинского эксперта оправдываются. Только что парламентская ассамблея НАТО, вопреки позиции упомянутых выше государств, выразила в Валенсии поддержку Грузии в ее конфликте с Россией, призвала предоставить стране МАР и как можно быстрее принять ее в альянс, пишет интернет-ресурс postimees.ee.
Подтверждения этой информации пока нет, как и реакции с российской стороны.
Ирина Пташковская