Сизифовым трудом можно назвать грузино-южноосетинские переговоры по предотвращению инцидентов на границе. Едва стороны обменялись пятью похищенными осетинами и четырьмя провинившимися грузинскими парнями, как Грузия снова захватила двух человек, объявив их преступниками. А миссия ЕС, засвидетельствовав обстоятельства, не подумала порицать грузинскую сторону.
Все это вызвало ожидаемое раздражение осетинских властей. Полномочный представитель президента РЮО по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев категорически отказался участвовать в ближайшей встрече по предотвращению инцидентов на Кавказе.
Предыдущие переговоры, которые намечались на 17 декабря, также были сорваны. Тогда выйти из игры решила Грузия, настаивая на освобождении двух правонарушителей, осужденных в Цхинвале за незаконное пересечение границы и хранение оружия.
19 декабря молодые грузины Леван Хмиадашвили и Виктор Бучукури, а заодно пойманный в Южной Осетии летом Георгий Арчвадзе, указом президента Эдуарда Кокойты были помилованы. Этому посодействовали грузинский оппозиционер Зураб Ногаидели и российский уполномоченный по правам человека Владимир Лукин.
Но уже на следующий день, 20 декабря, в Тбилиси была задержана жительница Ленингорского (Ахалгорского) района Южной Осетии Хатуна Чараева, якобы с тридцатью тысячами фальшивых долларов. А 4 января 2010 года грузинская полиция похитила еще и сотрудника южноосетинской государственной охраны Геннадия Плиева якобы как участника бандформирований.
Эти двое югоосетинских граждан пополнили большой список осетин, томящихся в грузинских тюрьмах по сфабрикованным делам. Грузия наотрез отказывается отпускать их. Кроме того, вопреки обещаниям, грузинская сторона так и не начала расследование похищения грузинской полицией трех молодых осетин.
В тюрьмах они не числятся. Еврокомиссар по правам человека Томас Хаммарберг предполагает, что их уже нет в живых. Но вместе с Ногаидели он гарантировал, что их судьбой займется специальная комиссия. Пока что воз и ныне там. Более того, начались новые захваты граждан республики.
Накануне уполномоченный по правам человека при президенте республики Давид Санакоев призвал международные структуры оказать влияние на Грузию и дать похищенным осетинам свободу.
«На данный момент действия властей Грузии расцениваются как провокационные и агрессивные, и вынуждают югоосетинскую сторону на принятие радикальных мер для защиты своих граждан», - отметил омбудсмен.
Не удивительно, если в такой ситуации осетинские власти хотят ужесточить пограничный контроль
Перед Новым годом южноосетинский лидер Эдуард Кокойт выразил пожелание плотно закупорить границу от грузинского «государственного терроризма». По его словам, за каждым терактом в республике стоят сотрудники МГБ Грузии.
Кокойты подчеркнул, что сам выступал за прозрачную границу в Ленингорском районе республики, «однако, на сегодняшний день, этим пытаются злоупотреблять». «Эти злоупотребления повлекут за собой серьезные меры по обеспечению безопасности нашего населения и пропускной режим в Ленигорском районе будет пересматриваться. Все зависит от того, насколько стабильна там будет ситуация», - подчеркнул он.
В Грузии речь Кокойты толковали и так, и эдак. В конце концов «испорченный телефон» устами вице-спикера парламента Грузии Пааты Давитая передал: «Российские военные ужесточают контроль на границе Грузии с Южной Осетией. Усиление мер контроля коснется Ахалгорского района, где с 10 января будет ограничено пересечение административной границы без российского или осетинского паспорта».
Парламентарий заявил, что Грузия намерена привлечь внимание международных организаций» к осетинскому решению о запрете пересечения границы по грузинским удостоверениям.
Другие грузинские официальные лица в интервью российской газете «Коммерсантъ» сообщили, что ахалгорским грузинам теперь придется обзаводиться загранпаспортами для пересечения границы, хотя раньше для этого было достаточно грузинских удостоверений личности, которые внутри страны используются вместо паспортов.
В Грузии ужесточение пропускного режима громко обозвали «ползучей этнической чисткой», направленной на ухудшение условий жизни осетинских грузин. Однако официальные осетинские власти опровергли информацию о введении режима пропуска по загранпаспортам.
Борис Чочиев съязвил, что в отличие от официального Тбилиси, отключающего ахалгорцам то газ, то свет, то воду, власти Южной Осетии заботятся о жителях района. «И, как бы не мечтали власти Грузии, Бакрадзе и ему подобные лжеполитики, мы создаем все необходимые условия для жителей Ленингорского района республики, что, конечно же, противоречит планам руководства Грузии, которые после агрессии августа 2008 года создали для жителей данного района невыносимые условия».
А глава администрации Ленингорского района Алан Джуссоев пояснил, что единственным нововведением стало требование иметь при себе нотариально заверенный перевод грузинских удостоверений личности.
Пока режим пропуска на осетинско-грузинской границе остается упрощенным. Но если инциденты, которыми уже отмечены и конец прошлого, и начало нынешнего года, будут продолжаться, то Южной Осетии и впрямь придется отреагировать на грузинский террор, творимый на государственном уровне.