Грузинский премьер Ника Гилаури вчера посоветовал вызывать полицию, если к кому-либо придут люди из надзора Минэкономразвития. Со вчерашнего дня этой службы в стране не существует. Процедура ее расформирования продлится приблизительно полтора месяца.
19 чиновников правительственной службы в конце минувшей недели были задержаны при получении крупной взятки. Спецоперация по их аресту проходила в здании компании «КазТрансГаз» в центре Тбилиси, где находился офис службы в виде государственного общества с ограниченной ответственностью.
В тот же день был арестован начальник управления надзора за системами природного, сжиженного газа и магистральных газопроводов инспекции госнадзора Александр Бежанишвили
Мздоимцам грозит до 15 лет лишения свободы. Их действия квалифицируются как вымогательство в составе организованной преступной группировки.
Как отметил Гилаури, ее сотрудники в основном занимались рэкетом. Причем создано это подразделение было еще в 90-х годах, и его руководитель с тех пор не менялся.
Премьер подчеркнул, что эта структура упразднена с целью устранения бюрократических преград в отношениях частного сектора с государственными ведомствами и предотвращения коррупционных сделок.
По его словам, в рамках проведенных в государственном секторе реформ уже целый ряд ненужных органов был ликвидирован, но еще остается ряд аналогичных структур, которые в ближайшем будущем также прекратят существование.
В первый же год правления Михаила Саакашвили в Грузии началось сокращение чиновников вкупе с целыми ведомствами. Отчасти это объяснялось борьбой с коррупцией и сокращением бюджетных расходов. Но в то же время с помощью перетасовок новое правительство подминало под себя страну.
Только так можно было расценивать упразднение в 2004 году министерств госбезопасности Аджарии и Абхазии и перенесение заменивших их структур в Тбилиси. А вместо МВД и госбезопасности Грузии возникла одна силовая структура - министерство полиции и общественного порядка с входящей в него службой контрразведки. Его возглавил «проверенный» человек Вано Мерабишвили.
Расформирование «бесполезных» государственных органов далеко не всегда означало повышение эффективности в сферах, за которые они отвечали. В 2006 году был ликвидирован департамент управления системами мелиорации - государственная организация, подведомственная министерству сельского хозяйства и продовольствия Грузии. Вместо этого департамента вводились четыре ООО со 100-процентным долевым участием государства.
Но что мы имеем в итоге? Эти новые структуры отнюдь не стали работать лучше упраздненного органа. На днях Контрольная палата Грузии обнаружила злоупотребления при реализации Программы реабилитации мелиоративной системы. Первоначальная стоимость программы была определена в пять миллионов лари. Потом пришлось увеличить эту цифру до 14 миллионов. А реальные работы на оросительных каналах либо были сделаны некачественно, либо вообще не проводились!
В 2007 году правительство Грузии упразднило наблюдательные советы в государственных компаниях. Как ругался Саакашвили, их члены приходили на работу только в дни выдачи зарплаты, и одним росчерком пера были уволены, даром, что предприятия остались без советников.
Тогда же правительство расквиталось с Национальной регулирующей комиссией в сфере транспорта. Саакашвили назвал ее «пиявкой, питающейся поборами с пассажиров, сидя в теплых кабинетах».
В других случаях упразднение под видом борьбы с коррупцией было просто способом передать «кормушку» в другие руки. Например, в марте 2007 года были упразднены все бюро, удостоверяющие инвалидность. Они штамповали свои решения за взятки, что, по мнению властей, вызвало рост показателей численности инвалидов в стране.
Так что право присваивать статус инвалидности отдали медицинским учреждениям. То есть, коррупция переселилась туда. А поскольку медицина с этого года стала полностью платной, то государство таким нехитрым образом еще и сократило расходы на инвалидов, которым стало не по карману проходить обследования.
А еще в Грузии одним махом были уволены все госслужащие врачи и учителя. Набрали их уже совсем на других контрактных условиях.
В этом году грузинское правительство порывалось упразднить и «Почту Грузии» как убыточный актив. А в парламенте страны разогнали 8 отделов в рамках запланированной оптимизации.
В общем, сокращение чиновничьего аппарата и госслужащих идет полным ходом под всевозможными предлогами. Но борьба с коррупцией, остается главным из них.
Однако чем больше представителей власти попадают под статьи УК за взятки, тем более недостижимым кажется результат - очищение страны от коррупционной ржавчины. Правительство рубит одну голову гидры, а вместо нее вырастают три новых.
Между тем, грузинская оппозиция утверждает, что борьбу с коррупцией нужно начинать сверху. Само правительство с Саакашвили во главе создало так называемую «элитарную» коррупцию, при которой все лучшие предприятия и влиятельные СМИ принадлежат друзьям президента и его ближайшего окружения.
Может быть, действительно, лучше всего начать с упразднения поста президента, как предлагают сторонники парламентской республики?
Если для этого нужно поймать Саакашвили на взятке, то можно, например, подарить ему к Новому году что-нибудь дороже одного процента его годового должностного оклада. И тогда статья по закону «О несовместимости интересов и коррупции на публичной службе» ему гарантирована.