Мемориал был воздвигнут Мерабом Бердзенишвили в 1981 году. Сам скульптор, конечно же, горячо защищал свое произведение. «В той войне погибли 300 000 грузин. То есть 10 процентов всей нации. Разрушать памятник им - вандализм», - процитировал u-f.ru слова скульптора, которые он говорил накануне взрыва.
В России снос монумента расценивается как акт государственного вандализма. Разрушение грузинскими властями мемориала воинам Великой Отечественной войны является провокацией и стоит в одном ряду с провозглашением Бандеры героем Украины. Совершив этот акт вандализма, президент Грузии противопоставил себя всему международному сообществу. Об этом заявил глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев в связи со взрывом мемориала в Кутаиси, передает ИТАР-ТАСС.
По его словам, то, что произошло, «это, безусловно, трагедия, и язык не поворачивается назвать это случайностью». «Это - безобразное отношение и к собственной национальной памяти, и к собственной истории, и к собственному человеческому достоинству», - отметил депутат.
Так же считают и представители грузинской оппозиции. Вчера, на протестном мероприятии в Кутаиси лидеры ряда оппозиционных партий - Зураб Ногаидели и Саломэ Зурабишвили - подвергли резкой критике политику властей страны и назвали недопустимым и преступным борьбу с памятниками. «Мы будем настаивать на том, чтобы мемориал Воинской славы был восстановлен, и на том же месте была построена православная церковь в память о павших в Великой Отечественной войне и погибших женщине и ее 8-летней дочери в результате взрыва мемориала», - заявили участники акции пртеста.
Размышляя о происходящем в сегодняшней Грузии, Резо Чхеидзе в свою очередь с горечью замечает: «У нас - разлад душевного состояния народа. Это страшная болезнь. Сейчас - мутное время: новое правительство нанесло удар по просвещению - считается, что всё, что до сегодняшнего дня написано и сделано, это всё не то...»
Фильм, который Резо Чхеидзе снял в 1964 году, не допускал даже мысли о чем-то подобном, пишет культуролог Ольга Бугрова на rus.ruvr.ru. «Отец солдата» - это история грузинского крестьянина-виноградаря, который вместе с Советской армией прошел всю войну до ее победного окончания - длинный и долгий путь от родного грузинского села до Берлина. Он не собирался воевать, он лишь хотел повидаться с сыном-танкистом, попавшим после ранения в госпиталь, но опоздал. Сын вернулся на фронт, и отец пошел вслед за ним.
Резо Чхеидзе показывает в своей картине не столько саму войну, сколько ее противоестественность для человека, чья жизнь связана с трудом на земле, с созиданием. Вместе с тем это фильм, дающий идеальный образ отца, каким он должен быть. Отец одного грузинского солдата становится отцом для всех молодых ребят разных национальностей, которых он встречает на дорогах войны и с которыми делит трудности фронтовой жизни.
О своем герое режиссер картины Резо Чхеидзе говорит: «Человек в возрасте всё отдает другим, ищет своего сына, но заботится обо всех солдатах, которые вокруг, и остается при этом крестьянином - не становится солдатом в том смысле, чтобы теперь всегда воевать, а несмотря ни на что сохраняет свое точное предназначение».
До сего дня киношедевр Резо Чхеидзе «Отец солдата» остается любимым фильмом для многих поколений людей на всем, как сейчас говорят, постсоветском пространстве. Особенно, конечно для ветеранов Великой Отечественной войны. Его неизменно высокую оценку у аудитории нужно искать, прежде всего, в пронзительной искренности образов, истинных ценностях, им проповедуемых, и высокой морали.
Увы, все это не относится к нынешнему официальному лидеру грузинского общества. По рецептам заокеанских советников Михаил Саакашвили пытается растоптать не только вековую дружбу народов России и Грузии, но и сокрушить идеалы, ради которых боролись с фашизмом народы Советского Союза. Более того грузинский президент настаивает на том, что якобы «грузины участвовали не в Великой Отечественной войне советского народа, а во Второй мировой войне человечества против нацизма». А те 30 тысяч грузин, что воевали под знаменами со свастикой, приняв сторону Адольфа Гитлера, теперь считаются борцами «за свободу» Грузии.
Вряд ли, однако, Саакашвили и его подельникам удастся переписать историю. «Много людей, которые эту историю знают, которые эту историю помнят и которые эту историю никоим образом не отдадут в заложники манкуртам, не помнящим своего имени, своего родства», - сказал Константин Косачев.
К этому можно лишь добавить, что на защите исторической памяти стоят великие произведения искусства, созданные представителями многонациональной страны, спасшей мир от «коричневой чумы». И фильм Резо Чхеидзе - из их числа. Он не только напоминает людям о войне, но, и это главное, вселяет веру в будущее. О будущем народов России и Грузии не раз говорил и сам режиссер: «Тучи рассеются, а небо останется, - цитирует его слова rus.ruvr.ru. - Грузия и Россия всегда находили общий язык, вместе творили. Наше дело - дружить и любить друг друга».