Такое обвинение прозвучало 29 октября из уст экс-спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе.
"Я не знаю ни одну нормальную демократическую страну, где после проигранной войны правительство автоматически не подает в отставку и не проводятся новые выборы", - заявила также бывший руководитель законодательного органа власти.
Похоже, Бурджанадзе становится главным конкурентом официальных властей. Оппозиция Грузии была и продолжает оставаться раздробленной, не способной составить серьезную конкуренцию Саакашвили. Нино Бурджанадзе претендует на лидерство, и ее вызов президенту выглядит вполне основательным и достаточно убедительным. Не удивительно, что она сразу же начала набирать популярность. Не только в Грузии.
К тому же, если обратиться к настроениям Запада, то даже ярые сторонники Тбилиси вроде главы МИД Великобритании Дэвида Миллибенда признали, что «действия президента были необдуманными». И стали искать ему замену. Западные эксперты уже успели отметить, что отношение к Грузии с позиций демократии не поменяется, кто бы там ни пришел к власти. Для Бурджанадзе это, считай, зеленый свет.
Экс-спикер быстро оценила положение и с новой силой бросилась критиковать президента. Благо есть за что.
«Из-за ошибок или неадекватных шагов руководства Грузия оказалась в сложнейшем положении. В нашем регионе установилось влияние России. Абхазия и т.н. Южная Осетия подчинены непосредственному контролю Москвы, - сообщила Бурджанадзе. - К территориям, находившимся под контролем сепаратистов, прибавились новые - Кодори и Ахалгори. Взамен 1500 миротворцев в нашей стране теперь находятся более семи тысяч солдат регулярной армии России. Перспектива вступления в НАТО отдалилась не неопределенное время. Существует большая вероятность новой опасности. Последний период явно показал, что люди, которые сегодня у власти, не способны уберечь нас от угрозы».
Смена правительства Грузии, затеянная Саакашвили 27 октября, не более чем попытка обуздать стремительно падающий рейтинг. Которая, впрочем, вряд ли приведет к желаемому результату.
Вечером 29 октября стал известен состав нового кабинета. Изменения оказались минимальны. Наиболее «сомнительные» для Грузии министры - глава МВД Вано Мерабишвили, госминистр Каха Бендукадзе, глава оборонного ведомства Давид Кезерашвили, так и остались на своих постах. Бурджанадзе ответила на это очередной критикой.
"Новый премьер Григол Мгалоблишвили - замечательный молодой человек, он хорошо воспитан и образован. Я его очень уважаю, он был идеальным послом. Но я не уверена, что он будет хорошим премьер-министром. Я не представляю, как он будет разговаривать с силовиками. Так что ничего особенного от изменения кабинета ждать не следует".
Единственный выход Бурджанадзе видит в том, чтобы президент изменил свою политику. "Чтобы Саакашвили не только читал нам лекции об извлеченных уроках, а доказывал это делом. Дело же показывает, что, к сожалению, он ничему не научился", - заявила экс-спикер. Грех с ней не согласиться.
В ответ Саакашвили смог только сообщить, что в стране стало больше демократии. «Заседания парламентской комиссии передаются в прямом эфире. Подобное возможно лишь в немногих странах мира. Я слушал, как секретарь Совета Национальной безопасности отвечал на наитруднейшие вопросы, думаю, мне было бы трудно так сразу дать точный ответ на некоторые вопросы. Вот это и является истинной демократией», - заявил Михаил Саакашвили на встрече с парламентским большинством.
Тем временем в отставку подал глава пограничной службы и муж Бурджанадзе Бадри Бицадзе. "Против меня началась грязная кампания, жертвой которой становятся простые пограничники,- заявил он. - Думаю, что мне надо уйти со своего поста для их же безопасности. Я не хочу связывать начавшееся на меня давление с политической активностью супруги. Но, видимо, это все же взаимосвязано".
Остается констатировать: Саакашвили приемлет только тот вариант демократии, при котором он остается феодальным властелином Грузии.