Президентская гонка в Абхазии вышла на финишную прямую. В субботу пройдет голосование по пяти кандидатурам. Выбирать придется между профессором Виталием Бганбой, лидером оппозиционной партии Экономического развития Абхазии Бесланом Бутбой, бывшим вице-президентом Раулем Хаджимбой, действующим президентом Сергеем Багапшем и директором госкомпании «Абхазское морское пароходство» Зауром Ардзинбой. Каждый из них идет в паре с кандидатом в вице-президенты.
В предвыборный период было там несколько скандалов, было недовольство оппозиции организационными моментами и уже сейчас видно, что некоторые участники гонки будут оспаривать ее результаты. Но все это скорее говорит о том, что демократия в Абхазии, как и на всем постсоветском пространстве находится на этапе становления.
Между тем, из Грузии раздаются насмешки в адрес абхазских выборов.
Накануне президент Михаил Саакашвили «проехался» по властям Абхазии, которую все еще пытается выдавать за часть своей страны. Оттуда, сказал он, изгнано 80 процентов населения. «То, что там происходит - попытка проведения выборов, - можно назвать плохой пародией на демократию», - заявил грузинский лидер после встречи с латышским коллегой Валдисом Затлерсом, передает «Росбалт».
Действительно, население республики после войн 90-х годов сократилось вдвое - более чем на 200 тысяч человек. По данным переписи 1989 года оно составляло 525061 человек, а сейчас по грузинской версии - около 180 тысяч, по абхазской (надо полагать, более точной, так как грузинские власти доступа на эту территорию не имеют) - более 215 тысяч человек.
Значит ли это, что выборы будут недемократичными? В самой Грузии, например, без учета отколовшихся республик, население в конце 90-х - начале 2000-х годов только по официальным данным сократилось на полмиллиона человек. Реально же там осталось примерно три миллиона человек из пяти. Почти миллион проживает в России.
На выборах 2008 года, повторно утвердивших президентом Михаила Саакашвили, голосование в России проводилось только в Москве, и на участки пришли лишь около 700 человек. Так что мнение большинства эмигрантов, бежавших из-за преследований и низкого уровня жизни в Грузии, не учитывалось.
Впрочем, всерьез Грузию за эталон демократического развития никто и не принимает. Конечно, Саакашвили, наученный горьким опытом ноября 2007 года, уже не смеет открыто подавлять оппозицию. Но реальные оппоненты в парламент Грузии в прошлом году пройти не смогли. Объявив результаты выборов сфальсифицированными, представители оппозиции отказались от немногочисленных мандатов.
Кроме того, режим Саакашвили, первоначально и впрямь напоминавший демократию, постепенно приобрел сугубо авторитарные черты. Взять хотя бы секретный приказ о нападении на Южную Осетию. Этот вопрос решался узким кругом лиц. Ни о каком публичном обсуждении силовых вариантов, как пристало бы демократической системе, и речи не шло.
Но, несмотря на собственные недостатки, грузинские власти позволяют себе критику в адрес Сухума. На днях вице-спикер парламента Грузии Паата Давитая предрек Абхазии внутриполитический кризис и противостояние после выборов.
Он обосновывает это «пророчество» тем, что голосование пройдет и вне пределов республики - двух городах России: Москве и Черкесске. Давитая утверждает, что это противоречит Конституции Абхазии и закону о выборах президента. Но поскольку в опубликованных правовых актов ничего подобного нет, то грузинский вице-спикер рассказывает темную историю, будто соответствующие поправки были приняты не на парламентских слушаниях, а путем «опроса», и поэтому, мол, они нелегитимны.
«Это обязательно вызовет обострение ситуации. Исключено, чтобы оппозиция признала итоги этих выборов», - заявил Давитая.
С этим можно поспорить. У абхазской оппозиции есть претензии, но власть тоже сделала немалые уступки и отказалась от грубой и навязчивой агитации в свою пользу.
Разумеется, абхазская оппозиция подозревает Багапша в использовании административного ресурса, что логично, когда баллотируется уже действующий президент.
Несколько дней назад доверенные лица Бутбы, Ардзинбы и Хаджимбы высказали недоверие к работе участковой избирательной комиссии. По их мнению, в блокнот членов ЦИК не входит отчет о количестве бюллетеней, полученных участком, выданных избирателям, предназначенных для голосования за пределами участка, испорченных бюллетеней, о числе тех людей, кто голосовал за пределами участка и многое другое.
По заявлению доверенных лиц, ЦИК целенаправленно не внес эти сведения в инструкции, с целью фальсификации выборов. Между тем, «Лига избирателей за честные выборы» отмечает, что подготовленный ЦИК Рабочий блокнот для участковых комиссий «призван обеспечить проведение выборов в соответствии с избирательным законодательством». В конце концов, на участках будет достаточно наблюдателей, чтобы пресечь фальсификации.
Сама оппозиция в период предвыборной агитации не отличалась чистотой методов. На грузинском агитационном ресурсе «Наша Абхазия» появились сведения о том, что сторонники Бутбы подкупают жителей Гальского района. «Обещают, что в случае избрания Бутбы нам в течение пяти лет будут давать ежемесячно по 5 тысяч рублей», - заявил источник.
Рауль Хаджимба, которого с прошлых выборов абхазские грузины принимают за ставленника Москвы, также посетил Гальский район. Он резко критиковал действующего президента, но, по данным «Нашей Абхазии», его изгнали с позором.
Сергей Багапш также навестил на днях этот грузино-населенный регион, где родилась его жена.
Такое внимание кандидатов к Гальскому району удивительно, поскольку абхазские паспорта там имеют лишь около 3 тысяч человек. А, следовательно, только они смогут участвовать в выборах. Предоставление же гражданства остальным жителям района, в котором проживает почти четверть населения республики (!), было приостановлено по требованию оппозиции.
Президент Сергей Багапш предупреждал, что это вызовет нарекания в Грузии и на Западе, так как лишит абхазских грузин права выражать свое мнение. «То, что мы сделали в Гальском районе, конечно, ни в какие рамки вопросов прав человека не вписывается. Мы не можем делать с грузинами то, что с нами делали грузины в свое время. Это еще аукнется Абхазии в международных делах», - заявил он газете «Республика Абхазия».
Но его оппоненты хотели, во что бы то ни стало, лишить его гальских голосов на выборах. И власть пошла на уступки.
Более того, Сергей Багапш, несмотря на большие возможности, не стал тратиться на кричащую пиар-кампанию. Он проводит встречи, но его портретов на рекламных плакатах почти нигде нет.
В интервью журналу Newsweek , он пояснил, что для абхазского народа «такие вещи» имеют обратный эффект. «У меня много друзей. Знаете, я мог бы сделать так, чтобы сюда из России приехали министры, вице-премьеры. Когда приезжал Лужков, это была чисто деловая поездка, я сказал, чтобы Юрий Михайлович - никакой пропаганды, мол, такой красивый и пушистый президент Багапш, что мы его знаем, дружим и голосуйте за него - чтобы такого не было», - рассказал он.
И добавил: «Если кто-то думает, что баннеры и плакаты, которые вывешиваются на каждом дереве, туалетах и мусорных ящиках, сыграют большую роль выборах, то они заблуждаются глубоко».
Конкурировать с таким уверенным в своих силах кандидатом, который делает ставку на отчетах о проделанной за предыдущие пять лет работе, трудно. И многие эксперты предсказывают Багапшу победу уже в первом туре. Ему нужно набрать 50 процентов плюс один голос. И лидер, при котором Абхазия обрела независимость, вряд ли получит меньше.