Власти Грузии начали выяснять, кто виноват в том, что «революцию роз переехал русский танк».
Впервые об этом заговорила экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе. Еще в конце сентября она сформулировала 43 вопроса к властям по поводу поражения в войне в Южной Осетии. И потребовала ответов в прямом телеэфире. Тогда письмо Бурджанадзе положили под сукно. Статус-кво удалось удержать еще на месяц. Но к концу октября грузинская оппозиция зашевелилась. Противники Саакашвили наметили крупную антиправительственную демонстрацию на 7 ноября. Не помогли даже увещевания официального Тбилиси: тот, кто критикует власть, действует на руку русским.
«Говорить, что русские стоят близко и сейчас не время проводить акции – пиар, который идет из Канцелярии. Из-за политики нынешних властей они останутся на оккупированных территориях еще десятки лет. Если ждать ухода русских, Саакашвили еще лет пятьдесят будет сидеть на посту президента" – сообщил 24 октября лидер лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили.
Вслед за ним пошел настоящий парад оппозиционеров. В основном они занимались поиском русских агентов в окружении президента Грузии. Бывший министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава к таковым причислил главу МВД Вано Мерабишвили и руководителя аппарата правительства Каху Бендукидзе. Генеральный секретарь Лейбористской партии Иосиф Шатберашвили заявил, что временная парламентская комиссия по изучению августовских событий – щит для Михаила Саакашвили. По словам оппозиционера, если бы эта комиссия работала добросовестно, то давно бы выступила с требованием отставки президента, и спрятала за решетку министра обороны Давида Кезерашвили, мэра Тбилиси Гиги Угулаву и секретаря Совета безопасности Александра Ломая.
«Они – преступники, так как августовские события осуществлялись под их руководством».
Наиболее радикальным оказался лидер Народного фронта Нодар Натадзе. В списки московских агентов попали сам Саакашвили, половина правительства, парламента и оппозиции. В целом же претензии подытожил бывший кандидат в президенты от Объединенной оппозиции Левана Гачечиладзе:
«Саакашвили должен ответить за все те действия, которые нанесли вред Грузии, и за ту кровь, которая была пролита в августе».
Ноябрьскую акцию протеста в прошлом году разогнали водометами и слезоточивым газом. Но теперь обстоятельства изменились. После проигранной войны и окончательной потери двух провинций рейтинг поддержки президента опустился до 10 процентов. Требовались другие способы выравнивания популярности. И Саакашвили начал жертвовать соратниками по «революции роз». Предварительно сваливая на них вину за августовские события.
Первым поплатился премьер Ладо Гургенидзе. 27 октября его отправили в отставку. На его место вытащили на свет никому не известного деятеля - Григора Мгалоблишвили. Новый премьер выгодно отличается тем, что ни в чем не замешан. «Молодой специалист» до последнего времени был послом Грузии в Анкаре. В течение 10 дней он должен представить президенту свой состав правительства. Скорее всего, знакомых лиц в нем почти не останется. Саакашвили придется отказаться от своих гвардейцев – министра обороны, министра интеграции, секретаря Совбеза и вице премьера.
Одновременно с этим Совет безопасности Грузии нашел основного стрелочника за проигранную войну – командира грузинских миротворцев генерала Мамуку Курашвили. Секретарь Совета национальной безопасности Александр Ломая заявил, что «президент отдал приказ атаковать Южную Осетию лишь после подтвердившейся информации о российской агрессии. Слова Курашвили о начале грузинского наступления не были санкционированы».
Напомним, в ночь на 8 августа в эфире телеканала "Рустави-2 генерал объявил, что вооруженные силы Грузии приступили к операции "по наведению конституционного порядка в Южной Осетии". Курашвили подтвердил, что его заявление о начале восстановления конституционного порядка ни с кем не было согласовано. По его словам, обстановка была очень сложной, он только недавно вышел из боя, им была получена контузия, и брифинг также не был запланированным.
Как отметил Курашвили, если бы он был подготовлен, то конечно же сделал бы другое заявление.
Получается, что генерал в одиночку начал и проиграл войну. Власти Грузии наказали его за это устным выговором и отправили служить дальше. Похоже, Курашвили просто втолковали, что иногда полезно изобразить покаяние. Помогает подниматься по служебной лестнице.
Чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений, министр реинтеграции Темур Якобашвили заявил, что Михаил Саакашвили не отдавал приказ "об освобождении Цхинвали." По его словам, президент издал всего три распоряжения после того, как грузинская сторона приняла решение об одностороннем прекращении огня. "Первое - приостановить движение российских танков, направлявшихся к Цхинвали, второе – погасить все огневые точки, которые бомбят села и третье – свести потери среди мирного населения к минимуму».
Обелив президента, Якобашвили сразу же нашел истинного архитектора войны в Южной Осетии. Им оказался премьер-министр России Владимир Путин.
«Дважды я находился в России и встречался с представителями властей. Мы пытались найти и подписать какое-либо соглашение, которое защитило бы нас от военной конфронтации, - заявил он.- Мы шли по традиционному пути и выходили на Лаврова, а также Медведева, но ни министр иностранных дел, ни президент не решали эти вопросы. Это компетенция другого человека».
Надо отметить, подобные оправдания оппозицию как-то не впечатлили. Бывший глава МИД Грузии Саломе Зурабишвили сказала, что в стране уже привыкли к перестановкам во властных структурах.
"Странно, что после войны, когда очень трудная политическая ситуация, назначают премьер-министром неопытного человека, - сообщила она. - Премьер-министры в Грузии меняются как перчатки. Речь не идет о смене политического курса, это очередная PR-акция с целью создать видимость грядущих перемен".
Сергей Чайкин