По его словам, "из частей МВД Грузии пропало лишь несколько компьютеров, кондиционеров и унитазов. Во время боевых действий полиция потеряла два бронированных автомобиля, два пикапа и три УАЗа.
«С Горийской военной базы русские увезли поврежденную во время войны в Цхинвале и привезенную на ремонт бронетехнику. К сожалению, определенное ее количество было уничтожено во время войны, - посетовал министр. - Из потийского порта русские не смогли увезти ни одного работающего судна, один катер на ходу был потоплен полицией. Из кораблей, уничтоженных русскими в Поти, ни один не функционировал».
Кажется, власти Грузии решили задним числом переписать августовские события. На прошлой неделе министр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили рассказал военным атташе Евросоюза о великих победах Грузии: «Россия скрывает реальные военные потери, полученные в Грузии, - сообщил он. - Наша маленькая, но стойкая армия нанесла России огромный урон. Реформы в армии в России именно с этим связаны. Грузия в августе сбила 17 самолетов. А также, потеряв 180 человек убитыми, уничтожила до 2 тысяч российских военных».
В общем, армия Грузии сначала выиграла войну, а уже потом героически убежала. Чтобы вернуть Абхазию и Южную Осетию, когда Россия немного ослабеет. Интересно наблюдать за трансформацией правительственных сообщений Грузии. В конце августа тот же Мерабишвили призывал Запад надавить на Россию, чтобы та прекратила «грабеж военных складов грузинской армии». Теперь оказывается, что министру было жалко несколько компьютеров и кондиционеров.
Вашингтон тогда, как обычно, поддержал грузинскую демократию. Госдепартамент потребовал вернуть Тбилиси трофейное оружие американского производства. Заступничество Запада, как обычно, не помогло. Россия не вернула Грузии ни единого патрона.
Пока Мерабишвили оплакивал пропажу унитазов, «осетинские сепаратисты» порадовали мэра российского города Мегион Александра Кузьмина необычным подарком. Градоначальника в обмен на гуманитарную помощь уважили трофейным грузинским танком. Кузьмин пообещал поставить его в городе как «суровое напоминание о том, что любые разногласия должны разрешаться мирным путем». Правда, пока танк стоит на территории цхинвалской школы-интерната вместе с прочим трофейным барахлом, доставшимся Южной Осетии. Власти думают, как дотащить трофей от Кавказа до Ханты-мансийского автономного округа.
Кстати, российский генштаб еще в августе составил полную опись военной техники, захваченной в Грузии. 65 танков, 15 боевых машин пехоты, 5 комплексов ПВО, 6 турецких бронетранспортеров, 2 чешские артиллерийские системы, польское самоходное орудие, машина по установке мостов; фрегат, 16 морских катеров различного назначения. Плюс 3937 единиц стрелкового оружия и 7 млн. единиц боеприпасов. Посмотреть на это богатство до сих пор можно в танковом музее в подмосковной Кубинке.
Правда, у властей Грузии все-таки нашлись утешители. Первый возник 23 октября на пресс-центре в Минобороны Грузии. Американская военно-промышленная корпорация Northrop Grumman предлагает грузинскому оборонному ведомству сотрудничество в совершенствовании национальной системы противовоздушной обороны.
О том, что власти США обещали укрепить систему ПВО Грузии, еще 9 октября заявил глава ее Минобороны Давид Кезерашвили на неформальной встрече военных министров стран НАТО. По его словам, американцы назвали восстановление противоздушной обороны Грузии "одним из приоритетов будущей помощи». Штатам не нравится, что страна осталась без воздушного прикрытия. Из 14 дивизионов грузинских ПВО 9 были уничтожены 8-10 августа, остальные уехали в Кубинку. Вторым стало консалтинговое агентство Jane's Strategic Advisory Services. Оно сообщило, что кажущиеся военные успехи России на самом деле обнажили многие давние слабости. По их мнению, российская армия может справиться разве что с Грузией.
Сергей Чайкин