Это второй визит Зураба Ногаидели в Москву за последний месяц. Он стал первым грузинским политиком, который постарался пробить стену непонимания между Грузией и Россией после августовских событий прошлого года.
Его основные постулаты: «Конфронтация с Россией бесперспективна», «Необходимо начать диалог с Россией без предварительных условий». В основе его программы по восстановлению территориальной целостности Грузии, что является главной задача внешней и внутренней политики Грузии, лежит такой девиз: «Необходимо в первую очередь вернуть доверие людей - абхазов, осетин, грузин - друг к другу, реализовывать совместные экономические программы, а уж потом говорить о воссоединении территорий».
Об этом Ногаидели говорил во время своего первого визита в Москву, повторил и теперь. Конечно, политики и дипломаты понимают, что скорого прорыва в грузино-российских отношений ждать не следует, что разрушенное доверие не так-то легко теперь восстановить, на это уйдут годы, что теперь нужно медленно и кропотливо работать над этим.
Однако простые люди, уставшие от войн и раздоров, потерявшие кров над головой, хотят немедленно услышать ответ на вопрос: «Что дальше?» Именно его в различных вариациях задавали Ногаидели соотечественники, которые уже долгие годы живут в России и мечтают вернуться домой. Но... то конфликты, то война, то кризис.
И встреча в дискуссионном клубе «Откровенный разговор» получилась действительно откровенной. Уже через несколько минут после ее начала можно было ощутить - вот она какая Грузия: эмоциональная, шумная, требующая ответа здесь и сейчас, а не дипломатических уверток в стиле «посмотрим и подумаем».
Большинство собравшихся в зале - беженцы. Те, кто в поисках лучшей доли оказался в России в результате конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, разгоревшихся еще в начале девяностых. Многие из них до сих пор в России - нелегалы, возвращаться в Грузию нет смысла, поскольку нет ни дома, ни работы.
Так что на острые вопросы к бывшему премьеру, а ныне оппозиционеру люди не скупились: «Вы четыре года были премьером в правительстве Саакашвили, а теперь его критикуете, что же вы тогда осуществляли планы по урегулированию? Как вы собираетесь возвращать доверие абхазов и осетин, если там сейчас российские войска и с грузинами никто говорить не желает? Саакашвили агент Кремля? Почему вы вините во всем Саакашвили, и ничего не говорите об ошибках, допущенных как правительством Шеварднадзе, так и российскими политиками?»
Это лишь малая толика горячих вопросов, которые политики, вершащие судьбы народные, вряд ли задают друг другу на встречах и переговорах. Нужно отдать должное тбилисскому гостю.
Он терпеливо объяснял: «Я приехал, чтобы начать диалог с Россией. Нельзя, постоянно ругая Москву, наладить диалог с Абхазией и Южной Осетией. Если не успеем сейчас, потеряем Грузию. Стена недоверия и непонимания с абхазами и осетинами станет настолько толстой и высокой, что нам, грузинам, уже ее не перепрыгнуть». Остудить горячие головы, как известно, не легко.
Ногаидели убеждал соотечественников, что после войны Грузия находится в тяжелейшем положении. Это касается и политики, и экономики. Чтобы предотвратить возможность новых конфликтов, необходим конструктивный диалог с Москвой и доверие абхазов и осетин. Нужны совместные экономические проекты, чтобы осетины и абхазы знали, что мы готовы с ними сотрудничать и не боялись Грузию. Ведь объявляя блокаду и чиня различные препятствия, мы только показываем осетинам, что они нам чужие. Своим ведь, наоборот, всегда помогают.
Оппозиционер призывал живущих в России соотечественников учитывать реальность: население Грузии всего 4 миллиона с небольшим, а не 200 миллионов, как бы хотелось, в грузинской армии - около 24 тысяч человек, а только в 58-й российской - около 80 тысяч. Стоило ли ввязываться в заранее проигрышную войну.
Ногаидели отметил, что сегодня в Грузии все - от представителей власти до оппозиции - понимают, что необходимо налаживать отношения с Россией. «Просто одни присылают эмиссаров, а я приехал сам», - объяснил он, не скрывая, что тем самым, безусловно, добавляет очки своей партии.
Настроения в зале менялись стремительно, как и в самой Грузии. Там из уст одного человека можно, порой, услышать: «Мы хотим дружить с Россией. Саакашвили - это не вся Грузия». И тут же: «Мы не простим вам эту войну!»
Так и в зале, где проходила дискуссия. Одни старались высказать свою позицию, поведать обиду на политиков, наворотивших так много ошибок, за которые пришлось расплачиваться простым смертным. Другие парировали: «Нельзя спрашивать с гостя как с премьера. Он ведь уже не во власти. Он сделал смелый шаг, что приехал в Москву и старается начать диалог».
Заключительным аккордом стало выступление президента Всемирной ассамблеи народов Грузии, грузинского бизнесмена осетинского происхождения Гочи Дзасохова: «Осетины только что отметили свой главный праздник - День святого Георгия. Это и главный праздник в Грузии - Гиоргоба. Это великий праздник и для православных в России. Это - то, что нас объединяет. Мы вместе должны строить будущее Грузии. Это наша родина. И то, что мы сегодня в гостях у Союза грузин в России - лишнее тому подтверждение. Мы можем найти общий язык».
На такой эмоциональной ноте и закончилась встреча в офисе Союза Грузин в России. Следующим гостем в дискуссионном клубе, как пообещал Михаил Хубутия, будет прославленный соотечественник Мэло́р Сту́руа. Надо полагать, что откровенный разговор с журналистом-международником, лауреатом премий имени В. Воровского и А.Толстого, автором многих книг на политические темы будет столь же откровенным и интересным.
После встречи журналисты отправились на пресс-конференцию с Зурабом Ногаидели. Экс-премьер поведал собравшимся, что, как и в прошлый раз, встречался заместителем министра иностранных дел Григорием Карасиным, а также с Евгением Примаковым.
В том числе обсуждали и проблемы экономического сотрудничества. «Как бы было хорошо, если бы на Новый год выходцы из Грузии прилетели на родину не через третьи страны, а прямым рейсом, - отметил Ногаидели. - Вот и семья Евгения Максимовича тоже Новый год отмечает в Тбилиси». Распространяться по поводу высказывания российского премьера на юбилее Евгения Максимовича Ногаидели не стал. Но отметил, что «возможную большую роль Примакова в урегулировании ситуации только приветствовал бы».
Российские журналисты спросили Зураба Теймуразовича о судьбе его предшественника - Зураба Жванвия. (Тайну гибели последнего Ногаидели некогда обещал раскрыть - И.П.). По словам грузинского гостя, у него нет доказательств причастности Саакашвили к этой странной смерти, иначе бы Михаил Николаевич давно бы не занимал свой пост. Что касается гибели Жвания, то есть лишь догадки, и ничего более, отметил Ногаидели.
Ногаидели также отметил, что, будучи во власти во многом поддерживал Саакашвили. Их взгляды совпадали относительно борьбы с коррупцией, необходимости реформирования полиции. «Если бы Саакашвили ушел в 2007 году или в первой половине 2008 года, то он, вероятно, вошел бы в историю страны, как реформатор. Теперь, после войны, о нем будут писать, как о разрушителе Грузии», - сказал Ногаидели.
Он вновь подчеркнул, что за последние годы в Грузии было много сложных периодов - смена власти происходила самыми радикальными методами, а президенты принимали единоличные решения. Поэтому он считает, что в будущем необходимо реформировать государственное устройство страны. «Движение за справедливую Грузию», как и ряд оппозиционных партий, убеждено, что будущее Грузии - за парламентской республикой.
Затронув тему грузинской оппозиции и акций протеста этого года, Ногаидели отметил, что может говорить исключительно только о своей партии. «Движение за справедливую Грузию» изначально осознавало, что в обществе нет необходимого протестного заряда, поэтому практически не принимало участия в уличных акциях. Провело лишь несколько акций в Батуми, в знак солидарности.
Отвечая на вопрос корреспондента GeorgiaTimes - поскольку переговорный процесс относительно предстоящих выборов оказался на грани срыва, может ли это вызвать новую волну уличных акций протеста - Ногаидели отметил:
- В переговоры с властями по поводу выборов изначально не следовало вступать. Стороны не доверяют друг другу, поэтому достичь компромисса - нереально. Какие шаги предпримут оппозиционные партии в случае провала этого переговорного процесса, сказать пока сложно. В любом случае, для Грузии очень важно провести нормальные выборы, в которых необходимо исключить фальсификацию и чтобы находящиеся за рубежом граждане Грузии имели право участвовать в определении судьбы Родины. Только так Грузия сможет стать стабильной страной, которая будет проводить сбалансированную политику.