Ковнацки был уволен в июле этого года после того, как позволил себе раскритиковать президента Польши за хаотическое управление государством.
Незадолго до своей отставки в газете Dziennik глава президентской администрации заявил, что претензий к шефу у него много. «Я фундаментально не соглашаюсь с практикой Леха Качиньского действовать без какого-либо плана», - сказал он. Пресса сочла такие вольности достаточным поводом для отставки. Сначала в администрации президента постарались превратить слова Ковнацки в шутку. Но потом он все-таки был уволен.
А 26 ноября его, в качестве подозреваемого, вызывают на допрос в прокуратуру. Ковнацки хотят назначить «козлом отпущения» за ту глупую ситуацию, в которую попал Лех Качиньский со своим другом Михаилом Саакашвили в ноябре прошлого года. Президенты отправились в вояж к границам Южной Осетии, где подверглись обстрелу, названному «покушением» на Качиньского.
Глава Польши заявил, что слышал автоматные очереди в 30 метрах от себя. Он выразил возмущение инцидентом и призвал Евросоюз «остановить возрождающийся (российский) империализм».
Но акцию по дискредитации осетин и российских военных, охранявших рубежи Южной Осетии, сорвал рапорт польских спецслужб. Они разоблачили своих грузинских коллег в провокации.
Выдержки из документа Агентства внутренней безопасности (ABW) уже через день, в том же ноябре прошлого года, опубликовала польская газета Dziennik.
Доводы спецслужб говорят о том, что обстрел организовала грузинская сторона. Во-первых, на первую серию выстрелов грузинская охрана вообще не отреагировала. Персону, на которую якобы совершалось покушение, даже не пригнули к земле, вопреки правилам охраны VIP.
Телохранителей польского президента загодя оставили в конце кортежа, так что они вообще не видели его, не то чтобы могли защитить. Поляки, по данным рапорта, даже не располагали информацией о предстоящем посещении Ахалгори, так как оно было дописано в программу визита позднее.
Президент Грузии Михаил Саакашвили, которого засняли в момент обстрела журналисты, был «расслабленным и улыбался».
В рапорте ABW отмечен и тот факт, что непосредственно перед самым инцидентом, к блок-посту с грузинской стороны пропустили автобус с журналистами, чтобы те могли снимать «нападение».
Южная Осетия подтвердила тогда, что ее военные пытались остановить кортеж, но исключительно выстрелами в воздух. «И Саакашвили прекрасно знает об этом, поэтому и был так спокоен», - отметил президент республики Эдуард Кокойты. И добавил, что если бы Саакашвили боялся, «то сразу бы убежал прочь, как уже делал в присутствии журналистов в августе».
По сути дела, публикация в Dziennik приоткрыла завесу над «кухней» грузинских спецслужб. После этого можно не сомневаться, что, по крайней мере, половина взрывов и обстрелов вблизи границ Южной Осетии и Абхазии организуется внутренними спецслужбами Грузии и преподносится как преступление «российских диверсантов» или «сепаратистов».
Однако в Польше рапорт ABW вызвал гнев руководства. Брат президента Ярослав Качиньский, возглавляющий партию «Право и справедливость», назвал его «политическим». Он заявил, что за сутки «просто так» этот доклад не мог появиться. Кроме того, политик потребовал отстранения члена правящей партии «Гражданская платформа» Бронислава Коморовского с поста спикера сейма за его комментарии к инциденту.
«Способ нападения соответствует смыслу визита. Нужно быть слепым, чтобы промахнуться с тридцати метров», - только и сказал депутат.
Коморовский остался на своем месте. А вот по поводу рапорта прокуратура завела целое дело, которое близится к завершению, судя по вызову Ковнацки к обвинителям. Скорее всего, от чиновника решили избавиться еще несколько месяцев назад, и его шутливые высказывание «о хаосе», который создает Лех Качиньский, стали просто удобным предлогом для этого.
Агентство Regnum не сообщает, по каким статьям обвиняется Ковнацки. Ведь если он и передал информацию газете Dziennik, то это не было предательством государственных интересов. В статье разоблачались грязные методы грузинского, а не польского руководства.
Впрочем, президент Польши Лех Качиньский давно уже считает грузинские интересы своими. Не случайно в дни августовской войны подконтрольные ему СМИ избегали показывать масштабы трагедии в Цхинвале и в унисон другим европейским и американским СМИ трубили об «агрессии России». Об этом позже российским СМИ рассказал уволенный из польской государственной телекомпании TVP тележурналист Виктор Батер.
А о роли Качиньского в грузинской войне Dziennik опубликовала целое расследование. В нем рассказывается, как Качиньский подбивал Чехию выступить с совместным заявлением в защиту грузинского суверенитета, как организовал коалицию из постсоветских государств и вылет лидеров в Тбилиси 12 августа. А также о том, как он уговаривал Саакашвили не подписывать план Медведева-Саркози без пункта о территориальной целостности.
Но грузинский лидер его слушать не захотел. Михаил Николаевич боялся похода российских танков на Тбилиси и собственного свержения. Как видно, Качиньского судьба Грузии интересовала больше, чем ее президента. Так что Ковнацки придется отвечать за предательство «грузинских интересов» своего бывшего начальника.