- Я взял на себя такую ответственность и возглавил Ассамблею народов Грузии. И раз уж случилось такое недоразумение с ребятами, делаем все возможное, чтобы они оказались побыстрее дома. Ведь у всех нас, кто родился и вырос в Грузии, независимо от национальности, от того, куда забросила судьба, за Грузию болит сердце.
- Не отпугнут ли переговорщиков или власти Южной Осетии заявления официального Тбилиси, который, как всегда, не скупится на неприемлемые в дипломатии заявления. Так, министр по реинтеграции Темур Якобашвили заявил после встречи со спецпредставителем ЕС Питером Семнеби, что Россия якобы «пытается найти для освобождения подростков такие механизмы, чтобы сохранить лицо».
- Я не буду комментировать заявления политиков. Пусть все их слова останутся на их совести. Я знаю точно, что нельзя, чтобы в регионе росла конфронтация, чтобы эмоции и амбиции затмевали разум. Знаю одно, если будет добрая воля со всех сторон, то ребята скоро обнимут своих мам.
Подробные комментарии по поводу переговоров и их итогов, Гоча Дзасохов пообещал сделать в ближайшие дни. Почему он взялся решать столь трудную задачу, как освобождение четырех грузинских тинейджеров, обвиняемых правоохранительными органами Южной Осетии в незаконном пересечении границы и хранении оружии?
Ответ, в общем, очевиден. Для этого нужно лишь вспомнить последние факты его биографии. Сразу после августовских событий Гоча Дзасохов оказался в опале - имущество его было конфисковано и несколько раз неудачно выставлялось на торги. Он поселился в Москве, откуда и решил налаживать сожженные мосты между конфликтующими сторонами. Ведь он не может делить людей, которые оказались по разные стороны границы, на «своих» и «чужих». Свою позицию он обнародовал на первом съезде Ассамблеи народов Грузии в Сочи, где впервые за один стол сели осетины, абхазы, грузины и россияне.
«Первое, с чего мы должны начинать наше дело, - это прощение. Мы должны попросить прощения друг у друга, попросить прощения у тех людей, которых мы обидели, которых, по чьему-то волеизъявлению, заставили покинуть свои дома, свой очаг. Мы должны простить друг друга, тогда станет легче. Мы не сможем жить друг без друга, несмотря ни на какие обиды. Мы должны найти силу, повернуться друг к другу лицом и сказать, что в будущем мы передадим нашим детям и нашим внукам эстафету, которую мы получили от наших дедов», - сказал тогда Дзасохов.
Сейчас он подбирает слова, чтобы ненароком не обидеть ни одну сторону. «Ребята оказались не в нужном месте в ненужный час. Все стороны просто обязаны проявить мудрость», - говорит Гоча Дзасохов, сам отец троих детей.
История с четырьмя подростками из приграничного села Тирдзниси стараниями политиков переросла в скандал международного уровня. Четырнадцатилетние Георгий Ромелашвили и Алеко Сабадзе, шестнадцатилетний Виктор Бучукури и семнадцатилетний Леван Хмиадашвили были задержаны правоохранительными органами Южной Осетии 4 ноября. Им предъявлены обвинения в незаконном пересечении границы и хранении оружии. Ребята указали на схрон с оружием.
Официальный Тбилиси сразу же заявил, что подростки похищены, обвинил во всех грехах Россию и призвал по традиции на помощь международное сообщество. Что касается судьбы самих ребят, то информация поступала самая противоречивая. Грузинские СМИ сообщали о том, что на арестованных якобы оказывается давление, что здоровье их ухудшается. Осетинская сторона отрицала и апеллировала к законодательству своей страны.
В ответ на сайте Министерства печати и массовых коммуникаций РЮО появилась информация, что задержанные «чувствуют себя нормально, к ним не применяются физические и психологические методы давления». Сообщается также, что подростков посетили представители цхинвальского офиса Международного комитета Красного Креста, которые не подтвердили информацию грузинских СМИ.
Встретились с юными арестантами и представители международных правозащитных организаций, в присутствии которых ребята отказались от своих первоначальных показаний, что у них были оружие и взрывчатка.
Весьма печально, что даже в такой трагической истории, которая приключилась с подростками, видны элементы пиара - излюбленного оружия грузинских властей. А как еще можно оценить вышеупомянутые слова Якобашвили, или заявление одного из грузинских парламентариев, предложившего себя в обмен на задержанных в Южной Осетии подростков.
Несмотря на то, что оправдание или установление вины подростков - прерогатива сугубо правоохранительных органов, вряд ли кто сомневается, что, несмотря на результаты расследования, у каждой из сторон будет своя правда.
Этот случай лишь иллюстрирует и подтверждает тот факт, что югоосетинский конфликт глубок и болезнен. Ведь Грузия и Южная Осетия после августовских событий прошлого года находятся в состоянии «холодной войны». Власти Грузии не скупятся на резкие заявления, а в Южной Осетии даже при упоминании слова «Грузия» собеседники отключают телефон.
Если отбросить политический контекст, то, по большому счету, главный вывод, который можно сделать из этого пока незавершившегося конфликта, - враждующим правительствам двух республик пора начинать диалог, ходя бы ради своих граждан. Хотя бы ради детей. Ведь где, как не в Цхинвале знают, что такое родительская боль и беспокойство за детей.
Информационные агентства сообщат, что в Южной Осетии родственники похищенных год назад осетин настаивают на удержании подозреваемых грузинских подростков до тех пор, пока грузинские власти не предоставят информацию об осетинских ребятах. Напомним, что весной в руки правозащитников попал видеоролик с избиением Алана Хачирова, Алана Хугаева и Солтана Плиева грузинскими полицейскими. Однако найти их в грузинских тюрьмах, несмотря на участие международных организаций, так и не удалось.
Но станет ли легче на сердце у родителей осетинских ребят, если за действия грузинских властей придется отвечать четырем деревенским подросткам? Принцип талиона, в основу которого был положен ветхозаветный закон - «око за око, зуб за зуб» с развитием цивилизации и правовых норм практически везде канул в Лету. Беда в том, что в грузино-осетинском конфликте жертвами стали представители обоих народов. А ответственность должны нести отнюдь не подростки - ни осетинские, ни грузинские, - а политики, развязавшие войну.
Накануне в грузинских СМИ появилась информация о том, что вопрос освобождения грузинских подростков будет решен в течение двух дней.
И хотя проправительственные грузинские СМИ не могут избавиться от враждебной риторики, тон которой задает президент, и именуют власти Южной Осетии исключительно «сепаратистским режимом», а российских военнослужащих «оккупантами», даже они были вынуждены отметить, что это первый случай, когда представители Цхинвала пошли на контакт с грузинской стороной. В администрации Гори заявляют, что это хороший признак и возможно, что детей в ближайшие дни освободят.
В день толерантности, который отмечают сегодня, хотелось бы пожелать, чтобы призывы о терпимости не оставались просто словами, а подкреплялись конкретными делами.