С 15 ноября пенсионеры Грузии начнут получать выросшие на пять лари (примерно на 3 доллара) пенсии. Это уже второе пятиларовое повышение в этом году.
Для сравнения, в России в этом году пенсии повышались уже три раза: в марте, апреле и августе. С 1 декабря базовая часть пенсии будет повышена четвертый раз, и сразу на 31,5 процента. Итого средний размер пенсии превысит 8000 рублей (272,5 долларов), а минимальные пенсии будут равны прожиточному минимуму 4780 рублей (163 доллара).
В Грузии же министерство труда, здравоохранения и социальной защиты радостно рапортует о том, что размеры минимальной пенсии по возрасту составят 80 лари (ранее было 75 лари, или 44 доллара). Инвалиды с соответствующим статусом могут рассчитывать тоже на 80 лари, а для лица с ограниченными возможностями без такого статуса - на 70 лари, вместо прежних 65.
Чиновники обещают сохранить и надбавки по стажу (по 5-7-10 лари в зависимости от количества отработанных лет). Но трудовые книжки, которые подтверждают выслугу лет, объявлены необязательными.
Как сообщает министерство соцзащиты, на октябрь в Грузии зарегистрировано 641 350 пенсионеров и 108 406 лиц с ограниченными возможностями. На их пенсионное обеспечение в ноябре из госбюджета будет затрачено около 71 млн лари.
Ноябрьское повышение было запланировано в бюджете еще в прошлом году в рамках правительственной программы «Единая Грузия без бедности». О ее успехах говорит тот факт, что в течение последних трех лет пенсия в Грузии выросла 14 до 70 лари. А во времена Эдуарда Шеварнадзе ее вообще не платили.
Кстати, в рамках этой программы правительство Михаила Саакашвили решило поддержать и семьи, живущие за чертой бедности. На начало года таких семей насчитывалось 145 тысяч (около 400 тысяч человек). Им начали выплачивать по 30 лари в месяц на одного человека и по 24 лари (вместо 12 прошлогодних) дополнительно на каждого следующего члена семьи. О новом повышении выплат таким семьям пока власти ничего не говорят.
Между тем, по подсчетам оппозиционного депутата от партии «Картули Даси» Джонди Багатурия, в стране за чертой бедности живут более миллиона граждан. Система, по которой власти выделили из них только 400 тысяч, неполноценна и нуждается в корректировке.
Ибо пока без поддержки государства остаются еще около 600 тысяч человек, которые имеют работу, но их доходы не дотягивают даже до установленного государством и далекого от реальности прожиточного минимума.
История с определением состава потребительской корзины и ее стоимости в Грузии заслуживает особого внимания.
Всемирный банк, например, в этом году рекомендовал установить прожиточный минимум в Грузии в 71 лари, или почти 43 доллара в месяц, сообщал «Росбалт» со ссылкой на грузинский сайт «Бизнес Грузия». А порог бедности при этом зарубежные эксперты предлагали определить в 47 лари.
Это возмутило независимых грузинских экономистов. Нодар Хадури назвал подсчеты Всемирного банка смешными. Впрочем, объяснить их можно, ибо по нормативам министерства труда, здравоохранения и социальной защиты грузину для жизни в день требуется совсем немного - 2 тысячи 300 килокалорий.
В дневном рационе грузин, полагают чиновники, должны присутствовать 40 г говядины, 10 г свинины, половины яйца, 40 г рыбы, 20 г сыра, 50 г сахара, 50 г помидор, 20 г фасоли, 10 г риса, 15 г моркови. Но больше всего в день грузинам положено есть картофеля и хлеба. Примерно столько получали в годы Второй мировой войны немецкие военнопленные в советских лагерях.
Правительство Грузии, надо сказать, не пошло на поводу у экспертов Всемирного банка, но все же в мае снизило и без того нереальный прожиточный минимум до 115 лари. Однако летом под давлением инфляции он вновь пополз вверх.
Парламентская оппозиция в конце сентября пыталась оспорить установленную планку в 126 лари (почти 75 долларов). Джонди Багатурия требовал от департамента статистики представить информацию о том, по каким ценам он рассчитывается.
«Меня интересует, откуда была взята данная цифра? С Марса, Луны или Венеры? По минимальному подсчету цен, прожиточный минимум составляет 185 лари, к этому добавляются 15 лари для приобретения необходимых элементарных лекарств», - возмутился депутат. Он настаивает на увеличении прожиточного минимума хотя бы до 150 лари.
И к этой же цифре Багатурия призывает приравнять пенсии. «Максимальная пенсия определяется в размере 75 лари, тогда как прожиточный минимум составляет 150 лари. Мы предлагаем исполнительным властям конкретный проект, которые предусматривает рост пенсий в три этапа, на каждом из которых пенсия будет возрастать на 25 лари», - заявил он на днях.
Еще более ощутимого увеличения пенсий - до 215 лари - потребовали лейбористы. Один из лидеров партии труда Каха Дзагания навал очередное повышение на пять лари - «партией опиума для народа», передает GHN.
«Рост пенсий на пять лари, которым так гордится Саакашвили, осуществлен за счет средств, которые изъяты из десятков социальных программ. Примечательно, что в бюджете Грузии на 2010 год напротив некоторых бюджетных программ стоит прочерк», - заявил лейборист. В частности, бюджет Грузии освободился от такого бремени, как содержание школ в Абхазии и Южной Осетии.
Лейбористы считают, что для повышения пенсий совершенно необязательно урезать социальные программы.
Это звучит странно, если учесть, что бюджет Грузии на следующий год итак будет дефицитным. Налоговые доходы составят 4,24 миллиарда лари, а расходы - 5,281 млрд лари.
Возможно, оппозиция пытается заработать политические очки на критике президента. Тот же Багатури требует, например, выплачивать пенсии участникам и пострадавшим во время августовской войны, и снизить пенсионный возраст с 65 лет для мужчин и 60 для женщин до 60 и 55 лет соответственно. На все это тоже нужны дополнительные средства. А где их взять?
Истина, скорее всего, лежит посередине - Саакашвили и рад был бы разом поднять пенсии, как просит народ. Но откуда же брать деньги, когда экономика почти стоит?
Правда, на зарубежные поездки и роскошные резиденции президенту хватает. Но ведь без пыли в глаза не завяжешь дружбу с инвесторами и влиятельными западными политиками. В то же время и перед собственным народом надо хотя бы создавать видимость заботы и желания исполнить обещание о 100-долларовой пенсии. Иначе долго на посту не протянешь.