Ноябрь уж настает, грузинская оппозиция никак не может решиться не только на решительные шаги, но даже обнародовать дальнейшую программу действий. Одним словом, все развивается по давно известному сценарию, запечатленному еще баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым и его французским предшественником Жаном Лафонтеном: но как друзья вы не садитесь, все в президенты не годитесь.
Тем не менее, оппозиционеры не намерены сдавать позиций. Буквально на днях занимающая ныне радикальные позиции лидер «Демократического движения - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе представила общественности свой вариант концепции национальной безопасности страны.
На первый взгляд госпожа Бурджанадзе ничего нового не сказала. Подобно правящей команде и коллегам-оппозиционерам, она вновь подчеркнула, что основными приоритетами являются восстановление, утверждение и защита суверенитета и территориальной целостности страны, и строительство такого государства, которое сможет выполнять международные обязательства и обеспечивать свою безопасность.
Даже непредвзятый наблюдатель, который знаком с политической ситуацией, скоро вслед за жителями Грузии схватится за голову скажет: «Ваймэ, уважаемые, все вы говорите о восстановлении территориальной целостности, пусть хоть один из вас скажет - как это сделать?» Ответа на этот вопрос нет и в концепции Нино Анзоровны.
Единственная новация в представленном документе - то, что действующая власть определяется как фактор угрозы. По ее словам, Грузия постепенно превращается из субъекта международных отношений в объект, теряет свое влияние в регионе. Но самой главной опасностью для страны, по ее мнению, является власть, которая ставит свои интересы выше государственных.
Ее концепция была разработана при участии экспертов и представляет анализ сегодняшней ситуации, а также рекомендации для дальнейшего развития страны. «Государство должно быть основано на демократических принципах и реформах, которые не должны быть только фасадными. Нашей главной задачей является и то, чтобы страна была надежным партнером, была бы стабильной, и посредством выполнения международных обязательств могла бы обеспечить свою безопасность», - цитирует GHN Бурджанадзе.
Впрочем, представленная Бурджанадзе концепция, несмотря на то, что для сторонних наблюдателей грешит недостаточной аргументацией, нашла одобрение в экспертных кругах Грузии. Так, грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе, который также отмечает, что концепция «не раскрыта в деталях», согласен с изложенными в ней принципами национальной безопасности.
«Важно, что акцент сделан не только на внешних угрозах, но и то, что в концепции затронуты внутренние вызовы. Это необходимое предупреждение, поскольку недопустим ориентир только на внешние угрозы, когда не утверждена внутренняя позиция страны», - заявил политолог агентству GHN.
Нино Бурджанадзе пообещала учесть все замечания, которые последуют от экспертов после ознакомления с концепцией. Однако суть вопроса не в том - прислушается ли Бурджанадзе к мнению отечественных специалистов, а сумеет ли проработать те самые недостающие детали. Ведь, как известно, «дьявол кроется в деталях».
Экспертное сообщество полагаето, что в Грузии вовсе отсутствует концепция безопасности. Так, другой грузинский эксперт Ираклий Сесиашвили отметил: «Необходимо, чтобы концепция безопасности была у страны, а не у отдельных партий». Это заявление, как сообщают грузинские СМИ, Сесиашвили сделал на презентации концепции национальной безопасности, разработанной партией Бурджанадзе.
«Страна нуждается в новой концепции. Это вызвано в первую очередь августовской войной и той политической обстановкой, какая создалась в стране. Для того, чтобы концепция безопасности была эффективной и реально смогла вывести страну из кризиса, необходима политическая стабильность. Политическая стабильность же достигается только в том случае, если со стороны властей будет вестись прозрачная политика и будут учтены интересы всех кругов и сфер общественности», - заявил Сесиашвили.
Эксперты сожалеет о том, что власти не смогли до сих пор представить новую концепцию безопасности. Укор со стороны оппозиции и экспертного сообщества власти оставили без комментариев. Вместо концепции национальной безопасности правящая партия предпочитает пиар-лозунги.
Накануне глава внешней разведки Грузии Гела Бежуашвили заявил, что Грузия готовит новую стратегию по превенции российских провокаций. Это заявление он сделал после заседания парламентской группы доверия относительно ситуации в Панкисском ущелье.
Была бы у правящего «Единого национального движения» вразумительная концепция национальной безопасности, возможно, не пришлось бы переживать и кошмарный август 2008 года, да и сейчас не нужно было бы взахлеб доказывать, что Панкиси не представляет опасности. Но, увы, ее как не было, так и нет.