Президент Грузии хочет наладить отношения с Россией. Об этом Михаил Саакашвили заявил в интервью Би-Би-Си.
В беседе с иностранными журналистами Саакашвили прокомментировал и доклад Хайди Тальявини. «Я доволен докладом комиссии по установлению фактов, так как он согласен со всеми фактами, о которых мы говорим с прошлого года. Все факты, приведенные в докладе, верны. В нем говорится, что Грузия была жертвой, а Россия готовилась к войне. Она вошла на нашу территорию и осуществила этническую чистку», - заявил Саакашвили.
Принцип «изображая жертву» неоднократно помогал Михаил Николаевичу добиваться благосклонности западных партнеров.
Нужно признать, доклад Тальявини содержит много неоднозначных трактовок, с которыми не согласны и Москва, и Тбилиси. Общий вывод таков: обстрел Южной Осетии грузинской армией положил начало военному конфликту, Россия же применила «чрезмерную силу».
Радикальная оппозиции Грузии призывает отдать Саакашвили под суд. Однако, эксперты считают, что этого явно недостаточно для того, чтобы заставить президента уйти в отставку.
«Власти сумели убедить общество, что доклад комиссии Тальявини неоднозначен, и о вине России там говорится не меньше, чем о вине грузинского руководства», - заявил «Коммерсанту» независимый политолог Давид Авалишвили.
Теперь Михаил Николаевич, который всегда отличался незаурядными способностями в пиаре, старается убедить в своей правоте и Запад. И в этом нет ничего удивительного. Именно от поддержки Белого дома зависит его политическая судьба.
Необычно разве что желание Саакашвили наладить отношения с Москвой, где категорически отказываются от разговора с ним. То ли Михаил Николаевич почувствовал новые веяния, обусловленные «перезагрузкой» между Москвой и Вашингтоном, то ли решил обыграть своих оппонентов, которые один за другим заявляют о планах урегулировать грузино-российские отношения.
От привычной риторики в одночасье Саакашвили отказаться не смог. Так в передаче Hard Talk («Тяжелый разговор») на Би-би-си он все-таки лягнул первопрестольную. «Грузия хочет наладить отношения с Россией. Это, несмотря на то, что та пытается сменить руководство страны, избранное демократическим путем», - заявил грузинский президент.
На вопрос журналиста «Последуете ли Вы совету Джо Байдена, скажете ли здесь и сейчас "мы не будем искать конфликта с Южной Осетией"» Саакашвили ответил: «Грузии сейчас меньше всего нужна война». И вновь не упустил момента бросить камушек в огород Кремля: «Особенно с агрессивной Россией, которая недавно приняла закон о внешней интервенции». Надо полагать, имелся в виду «Закон о порядке применения российских войск за рубежом», который Госдума приняла в сентябре. Документ существенно расширяет географию и возможности использования российских вооруженных сил.
Примечательно, что в тот же день, когда Михаил Николаевич общался с зарубежными журналистами, грузинский МИД тоже сделал заявление относительно диалога между Москвой и Тбилиси. Речь шла о посредничестве Украины в этом вопросе.
«Тбилиси не против посредничества на переговорах между Грузией и Россией, если Россия будет готова к конструктивному диалогу. Нам рано или поздно понадобится говорить с Россией - с демократичной, свободной Россией, у которой есть ответственность перед международным правом, перед своими соседями и международным сообществом», - заявил накануне министр иностранных дел страны Григол Вашадзе.
МИД Украины в понедельник распространил заявление, в котором выразил готовность Киева внести собственный вклад в урегулирование грузино-российских отношений.
С учетом непростых отношений между Киевом и Москвой, которая то и дело напоминает об участии националистов из УНА-УНСО в войне 2008 года, посредническая миссия Украины весьма сомнительна.
Что думают об этом российские и грузинские эксперты?
Грузинский политолог Ивлиан Хаиндрава в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes отметил:
- Посредник в переговорах должен быть приемлем для обеих сторон. При всем моем уважении к Украине, думаю, что Киев не может исполнить роль медиатора.
Во-первых, я не вижу перспектив, чтобы тандем Медведев-Путин сменил свою позицию и вдруг начал диалог с Саакашвили. Во-вторых, как мне кажется, у Украины своих проблем хватает помимо выяснения отношений между Москвой и Тбилиси. Киеву недосуг сейчас этим заниматься.
Эксперт также отметил, что на данном этапе не видит перспектив не только для нормализации, но и для незначительного потепления грузино-российских отношений. «Саакашвили изжил себя как политик, натворил все, что мог натворить. С ним никто в Москве разговаривать не будет. В Москве тоже нет желания менять позицию по отношению к Грузии», - подчеркнул собеседник.
По мнению Ивлиана Хаиндрава, чтобы все-таки придать импульс процессу урегулирования отношений, посредником должен выступить значимый международный игрок.
Политолог считает, что медиатором вполне может стать Европейский Союз. В отличие от США, у ЕС меньше субъективизма по отношению к Грузии, заключил политолог.
Президент Фонда Эффективной Политики Глеб Павловский на вопрос журналиста GeorgiaTimes о перспективах диалога между Москвой и Тбилиси ответил:
Само предложение о диалоге Саакашвили сделал с изначальным искривлением, намекнув на недемократичность России. Рассчитано это на то, чтобы ситуация не сдвинулась с мертвой точки.
Что касается посредничества Украины, по мнению политолога, это невозможно. По многим причинам. «Отношения между Москвой и Киевом не очень. Да еще предстоящие выборы на Украине - до января страна не имеет новой устойчивой президентской власти. Разговоры о посредничестве и о самом диалоге похожи на буффонаду», - считает Павловский.
Он отмечает, что для начала диалога нужно определить предмет разговора. У российской власти нет мотивации для диалога с Саакашвили после войны 2008 года.
- А с другими грузинскими политиками?
- Широкий спектр вопросов - от безопасности в регионе, до упрочения экономических и культурных связей. Саакашвили является проблемой для восстановления отношений между странами. Сейчас у руководства России нет стимулов, чтобы налаживать и развивать отношения с Тбилиси.
- Как будут развиваться грузино-российские отношения в будущем?
- Я думаю, что наметятся изменения, как только сменится руководство Грузии. Отсутствие диалога между двумя европейскими государствами - это нонсенс. На данном этапе Россия не считает себя ответственной в этом вопросе.