20 сентября один из лидеров лейбористов Каха Дзагяния сообщил грузинским журналистам, что тайно прибывший в Грузию олигарх Борис Березовский встретился с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. МВД Грузии сразу же опровергло информацию о тайном визите Бориса Абрамовича в Тбилиси и его посещении могилы друга - Бадри Патаркацишвили. На его похороны Борис Березовский не попал: власти отказали ему в визе. Что же заставило официальный Тбилиси сегодня изменить свою позицию?
Каха Дзагания в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes утверждает, что для руководства Грузии характерная страсть к деньгам и власти. Поэтому недавние враги вполне могут сесть за стол переговоров. «По нашей достоверной информации 11 сентября Березовский тайно приехал в Грузию. Встретился с президентом. Был на могиле покойного Бадри Патаркацишвили (он похоронен во дворе своей резиденции, ранее дом бракосочетания - И.П.) вместе с председателем парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе», - вновь подтвердил нашему корреспонденту свое заявление Дзагания.
«Нам интересно: когда власти говорят правду - когда утверждают, что Патаркацишвили и Березовский вместе готовили госпереворот или когда ведут тайные переговоры?» - отметил Дзагания. По его мнению, скорее всего, между Березовским и Саакашвили состоялась тайная сделка.
GeorgiaTimes поинтересовалась: о чем, по его мнению, могли договариваться Березовский и Саакавшвили? «Думаю, - сказал наш собеседник, - что речь шла о телекомпании «Имеди» («Надежда»). Саакашвили отнял «Имеди» у вдовы Бадри и у оппозиции. Сейчас они хотят растащить до конца имущество Патаркацишвили».
Как известно, в конце 2007 года этот телеканал был разгромлен ОМОНом, дабы владельцу было не повадно делать антиправительственные заявления. За несколько месяцев до смерти бизнесмен начал активно заниматься политикой, заявив о создании в Грузии оппозиционной партии и выставив свою кандидатуру на президентских выборах. Официальный Тбилиси обвинял его в подготовке госпереворота. После настойчивых рекомендаций зарубежных политиков и общественных организаций лицензия на вещание «Имеди» была восстановлена, с имущества снят арест. Однако формат работы канала изменился: оппозиционных (и вообще политических) программ в эфире до сих пор нет. Власти объясняют это сменой владельца.
Еще в начале 2008 года ожидалось, что «Имеди» перейдет к Инне Гудавадзе, вдове Бадри Патаркацишвили. Однако о своих правах заявил сводный брат покойного, гражданин США Джозеф Кей. Выяснилось, что имущество «Имеди» переоформлено на него. Но члены семьи и представители грузинской оппозиции обвинили Джозефа Кея в мошенничестве и использовании поддельных документов. По их мнению, он действовал в сговоре с грузинскими властями, заинтересованными в том, чтобы лишить телеканал оппозиционной направленности. В феврале этого года телекомпания и радио «Имеди», а также компания «Техномедия» перешли в руки арабского холдинга RAK Investment Authority (RAKIA) из ОАЭ.
По мнению Кахи Дзагания, Березовский и власти положили глаз и на другие активы Бадри Патаркацишвили. И тут надо вспомнить, что Борис Березовский начал судебную тяжбу с Инной Гудавадзе за половину состояния умершего олигарха, которое оценивается в 6 миллиардов фунтов. Об этом сообщала британская газета Sunday Times.
«Получается, что речь шла исключительно о финансах и никакой политики?» - уточнил корреспондент GeorgiaTimes у Кахи Дзагания. «Убежден, - ответил он, - что финансы и политика тесно связаны. Власти и Березовский обговаривали финансово-политические вопросы. Телеканал «Имеди» интересен как пиар-объект. Думаю, что обсуждались и другие вопросы, касающиеся активов Патакацишвили».
Несколько лет назад Березовский посещал Грузию под фамилией Платон Еленин (События 2005 года. Сам Березовский утверждает, что прибыл в Грузию по документу, выданному МВД Великобритании - И.П.). На этот раз он вновь воспользовался псевдонимом?, - спрашиваем у собеседника.
«Так как у него была договоренность с грузинскими властями, я не думаю, что ему пришлось пользовать другим паспортом», - отметил Каха Дзагания.
На нашу ремарку о том, что власти Грузии совсем недавно обвиняли Бориса Абрамовича в финансировании оппозиции, да и сам он грозился открыть в Грузии филиал своего фонда гражданских свобод, наш собеседник заметил: «Мы поэтому и требуем власти ответить: когда они врали - когда транслировали документальные кадры о причастности Патаркацишвили и Березовского к готовящемуся госперевороту, или сейчас, когда вступают с ним в тайную сделку? Что касается фонда, то сейчас он уже Березовскому не понадобится. Думаю, что это было одним из предметов торга с нашими властями».
Каха Дзагания полагает, что Березовский будет поддерживать Саакашвили, поскольку политические и финансовые соображения у него и нынешней власти Грузии совпадают: у них общие политические враги. - Вы имеете в виду антироссийский курс? - В то числе..., - не стал кривить душой наш собеседник.
Сам же Борис Березовский в ответе на вопрос агентства «Интерпрессньюс» о посещении им Грузии уклонился от ответа:
- По понятным причинам, я не делаю комментариев по поводу моего передвижения по миру, так как несколько раз ФСБ попыталось, чтобы у меня никогда уже не было возможности передвигаться. Хочу только отметить, что с определенной целью распространяется множество информации и очень часто эта информация ложная.
Однако корреспондент GeorgiaTimes дозвонился до опального российского олигарха и в свою очередь задал несколько вопросов:
- Борис Абрамович, опять интересуемся относительного вашего визита в Тбилиси.
- Я не говорил, что был такой визит. Все комментарии относительного этого вопроса я уже делал.
- Раз уж это так и останется тайной, все-таки хочу воспользоваться случаем и спросить - удалось ли реализовать планы по открытию в Грузии фонда гражданских свобод?
- Я намеривался развивать демократические свободы в расчете, что этим будет заниматься мой друг Бадри. После того, как он умер, я не считаю это целесообразным.
Однако о намерении открыть в Грузии филиал своего фонда гражданских свобод Борис Березовский заявил 22 марта, уже после смерти Патаркацишвили. Тем самым Березовский, по его словам, намеревался продолжить дело своего друга и бизнес-партнера, сообщил он в эфире телеканала «Рустави-2»: «Я не собираюсь финансировать в Грузии никакие политические партии. Но существуют неправительственные организации», - также отметил тогда Березовский.
- У вас остался интерес к Грузии?
- В Грузии я не вижу для себя перспектив для работы.
- Тем не менее, у вас есть определенные претензии к семье Патаркацишвили относительно активов вашего покойного друга.
- У меня есть претензии к собственности, к активам, которые принадлежат мне. Претензий к семье Бадри у меня и не было.
- Между тем, активы компании «Имеди» принадлежат уже даже не семье Патаркацишвили, а арабской компании...
- Суд давно возбудил дело относительно всего, что связано с моей собственностью. Я не сомневаюсь в справедливости и компетентности английского правосудия.
По информации Sunday Times, Березовский обратился в лондонский суд с просьбой назначить независимых экспертов, чтобы определить, как состояние его друга должно быть поделено. Березовский утверждает, что является наследником половины состояния Патаркацишвили, который был для него «самым близким в мире» человеком.
Вдова Патаркацишвили уверена, что пути бизнесменов разошлись еще до смерти ее мужа. Все контакты между вдовой Патаркацишвили и Березовским теперь осуществляются только через адвокатов. Ныне семья Патаркацишвили воздерживается от комментариев. Выяснить был ли Березовский на могиле Бадри, который покоится во дворе дома, где живет его семья, так и не удалось.