Закрылся один из окольных путей, по которым грузины вынуждены были добираться в Россию и обратно с тех пор, как отменено прямое авиасообщение между двумя странами. Россия привела к действие постановление правительства от 5 ноября 1999 года №1223, по которому через сухопутную границу РФ с Азербайджаном пропускались только граждане и транспортные средства государств СНГ. Грузия же добровольно покинула содружество месяц назад.
Тбилиси оставил за собой право участвовать примерно в 70-ти двусторонних и многосторонних договорах, которые были заключены в рамках СНГ. Некоторые договоренности он готов перезаключить. Но внутренние нормативные акты России к таковым не относятся - между странами нет дипломатических отношений. Хотя теоретически Москва по просьбе Тбилиси могла бы сделать исключение. Не зря же в сообщении МИД указано, что «с учетом внесенных впоследствии изменений на сегодня разрешен, кроме того, пропуск граждан и транспортных средств Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, а также железнодорожного подвижного состава прибалтийских государств» на все той же азербайджанской границе. Другое дело, что Тбилиси не готов к уступкам, и поэтому просить ни о чем не станет.
Российское постановление в свое время было введено, чтобы ввести фильтр при проникновении на Северный Кавказ членов зарубежных террористических организаций, ввозе оружия и средств диверсий. Сейчас эта угроза не снизилась, а напротив, стала еще более ощутимой. Ежедневно происходят теракты в южных республиках России, так что об отмене этого постановление не может быть и речи.
«Секция интересов России при Посольстве Швейцарии в Тбилиси информирует граждан Грузии, получающих российские визы, о невозможности для них въезда в Российскую Федерацию через сухопутную российско-азербайджанскую границу», - отмечает пресс-служба ведомства. В заявлении подчеркивается, «что российская сторона не вводила и не вводит никаких специальных ограничений». «Речь идет об одном из неизбежных правовых последствий выхода Грузии из СНГ. Искренне сожалеем о возникших в данной связи неудобствах для граждан этой страны», - отметили российские мидовцы.
Хотя дипломатических отношений между странами нет, переписка дипломатов ведется в очень интенсивном ритме. В Тбилиси в искренности коллег засомневались и осудили запрет. «На фоне заявлений о многовековых добрососедских отношениях между Грузией и Россией, которые часто звучат с российской стороны, вышеуказанное заявление явно говорит о противоположном», - пишет грузинское внешнеполитическое ведомство. Примерно в том же духе, кстати сказать, вчера выражались и российские дипломаты, упрекая грузинские власти в политических преследованиях главы тбилисского офиса РИА Новости.
МИД Грузии также обращает внимание, что «граждане России могли и могут въезжать на территорию Грузии через легитимные контрольно-пропускные пункты, без каких-либо препятствий и искусственных осложнений». И невпопад замечает: «Когда в Москве выражают недовольство в связи с тем, что ареал распространения русского языка все более сокращается, разумно искать причину этого в себе и своих действиях».
Вряд ли вопрос пересечения азербайджанской границы влияет на языковые процессы, но торговые потоки на Кавказе он действительно способен изменить. Не случайно заявление МИД России взволновало в первую очередь грузинских азербайджанцев. «Азербайджанцы Грузии встретили эту новость с большой обеспокоенностью, так как в Россию они ездили через сухопутные границы Азербайджана с Россией. Последнее решение МИД России еще больше усиливают притеснения азербайджанцев Грузии», - посетовал в интервью Trend News Алибала Аскеров, председатель народного движения азербайджанцев Грузии «Гейрат» («Честь»). Он считает, что после этого запрета полностью будут прекращены связи азербайджанцев Грузии с родственниками в России. По его словам, большая часть азербайджанцев Грузии не имеет финансовых возможностей пользоваться услугами воздушного транспорта для въезда в Россию.
В Тбилиси, принимая решение о выходе из СНГ, прекрасно понимали, что их ждут сложности в отношениях со странами Содружества. Но политики шли на это, движимые амбициями свободного (от России) государства, а не народными нуждами. Это был их выбор. Причем - не безвозвратный. В начале сентября исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев в интервью «Голосу России» напомнил: двери СНГ остаются открытыми для грузин, «если когда-нибудь руководство Грузии решит вернуться в эту организацию». Пока же Тбилиси предпочитает создавать проблемы себе и людям, чтобы, вероятно, потом их с трудом преодолевать.