Грузинская журналистка «перехватила» российского премьера во время мероприятий в Польше, посвященных 70-летию начала Второй мировой войны. Судя по кадрам, интервью не было запланировано. Владимир Владимирович оказываться от беседы с журналисткой «Рустави-2» не стал. Тема беседы - самая болезненная для Грузии: августовская война и признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Премьер-министр России в очередной раз заявил, что всю вину за последние события между Грузией и Россией возлагает на официальный Тбилиси.
«В течение нескольких лет мы поддерживали территориальную целостность Грузии. Но после того, что сделал господин Саакашвили, ситуация изменилась кардинально. Мы не имели выбора», - подчеркнул, в частности, Владимир Путин. По его словам, до трагедии Россию довели безответственные действия грузинских властей, цитирует российского руководителя радиостанция «Голос России». «Если бы Грузия предоставила автономию Абхазии и Осетии значительно раньше и не стала бы подавлять свободу абхазов и осетин, ничего бы не случилось», - приводит слова Путина РБК.
В конце концов, Москва «не имела выбора», отметил глава российского правительства. «То, что вы называете оккупацией, малые народы Кавказа - абхазы и осетины, называют освобождением и приобретением независимости. Не хочу огорчать и унижать Грузию, тем, что произошло, но еще раз хочу подчеркнуть, что до трагедии нас довели безответственные действия грузинских властей» - цитирует Путина агентство «Новости-Грузия». Особо премьер подчеркнул, что возникшая проблема - в режиме Саакашвили, что Россия с уважением относится к грузинскому народу.
Официальный Тбилиси по поводу этого интервью Владимира Путина, которое, по сути, является обращением к грузинскому народу, комментариев не дает. Между тем, сам факт появления такого интервью в эфире грузинской телекомпании, которая в последнее время превратилась в рупор режима, заставляет задуматься. Ведь грузинские СМИ не скрывают своего далекого от комплиментарности отношения к российскому премьеру, частенько называют его «вдохновителем и идеологом агрессии» августа 2008 года.
Впрочем, еще несколько лет назад известная грузинская балерина Нино Ананиашвили говорила, что если бы тогдашний президент Путин решил самую больную проблему и приехал в Тбилиси, народ бы его на руках нес от аэропорта! Да и сам Саакашвили за полгода до войны приглашал Владимира Владимировича в Тбилиси. На встрече в Ново-Огарево, тогда вновь избранный президент Грузии уверял российского премьера, что готов «восстановить (добрые тенденции в отношениях с Россией) и если не начать с чистого листа, то придать новую энергию сотрудничеству».
Неужели после августа 2008 года грядет оттепель грузино-российских отношений, которые охватили заморозки? А может быть, воплотились, наконец, в жизнь чаяния грузинской оппозиции и в наступившей в стране эпохе свободы слова его дали и российскому премьеру? Мнения на этот счет у грузинских и российских политологов разные. Как сказал корреспонденту GeorgiaTimes грузинский политолог, советник Саакашвили, а также советник Эдуарда Шеварднадзе, Рамаз Сакварелидзе, поводов для этого интервью несколько. В какой-то мере это означает и то, что есть тенденция к нормализации отношений. По словам, Сакварелидзе, многое для этого делает народная дипломатия, представители церкви обеих стран. То, что правительства обеих стран не мешают этим процессам - уже достижение. Наверное, существуют и других мотивы появиления интервью Путина в эфире «Рустави-2», отметил собеседник. Но, по его мнению, мы о них не узнаем. Возможно, мировое сообщество настаивает на необходимости урегулирования кавказских проблем без оружия. Возможно, Путин хотел продемонстрировать, что Россия движется по пути демократии.
Что касается перспектив налаживания грузино-российских отношений, то, отмечает Сакварелидзе, здесь главное - не переоценивать ситуацию. Россия ведь не меняет формулировки - Грузия должна смириться с новыми реалиями. Грузия на это никогда не согласится. Так что пока дипломатия будет выполнять функцию комиссии советских времен, которой поручили разобраться в вопросе ради того, чтобы потянуть время. Не думаю, говорит Сакварелидзе, что такое положение устраивает Россию или Грузию. Просто пока не определились российско-американские отношения. Так что вопрос Грузии по-прежнему открыт.
Сакварлидзе не преминул отметить, что если бы Путин все-таки приехал сейчас в Грузию, то его все равно носили бы на руках. Собеседник лишь выразил сожаление, что руководство России не отваживается на такой смелый политический шаг. Грузинский правозащитник и политолог Гела Николеишвили считает, что на данный момент политической оттепели ждать не стоит. У грузинской стороны нет основания, чтобы оправдать подобную возможную оттепель или сближение. Россия говорит, что не изменит своего решения (о признании Абхазии и Южной Осетии). Нет даже условий, при которых появилась бы вероятность изменения такого решения.
Интервью Путина по грузинскому ТВ, по мнению собеседника, прорывом ни в отношениях, ни в свободе СМИ не станет. Российский премьер в очередной раз дал понять, что надо разделять грузинское правительство и общество. Вся ответственность - на Саакашвили. Могу предположить, заявил Гела Николеишвили, что показали это интервью, дабы в очередной раз продемонстрировать, что РФ не меняет свои подходы и нечего строить иллюзий относительно потепления отношений.
По мнению Николеишвили, существует недоверие и неприязнь между руководителями стран, но никак не между народами. Если бы Путин дал бы шанс, не гарантию, а именно надежду, скажем, что если Грузия не вступит в НАТО, то Россия поможет наладить Грузии диалог с Абхазией и Южной Осетии, то его действительно носили бы в Грузии на руках. Проблема лишь в том, что дипотношения разорваны. А такие визиты или встречи готовятся на высшем уровне. Грузинское же правительство занимается исключительно пропагандой.
Российские же политологи расценили появление интервью премьер-министра России в эфире грузинского телеканала по-своему. Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров предположил, что в руководстве Грузии начались очередные разногласия. И кто-то из тайных оппонентов Саакашвили решил пустить этот сюжет в эфир. Ведь Путин объясняет грузинским зрителям - в чем именно виноват Саакашвили. По мнению российского эксперта, нормализация грузино-российских отношений - отдаленная перспектива. Россия не намерена отказываться от своего решения о признании Абхазии и Южной Осетии. Грузия не готова с этим смириться. Руководство Грузии постоянно выдвигает условия, загоняя любые процессы в угол.
По мнению Александрова, диалог между Грузией и Россией, в принципе возможен, если Грузия не будет выдвигать предварительных условий. Если бы Грузия проводила нормальную политику, дипотношения давно были бы восстановлены, считает он. На данный момент, полагает собеседник, нет даже надежд на «футбольную дипломатию» по примеру президентов Армении и Турции.
Другой российский эксперт - Павел Данилин - считает, что интервью Путина на телеканале «Рустави-2» - это сигнал, который пытается дать Саакашвили. Мол, он готов на какие-то уступки, готов обсуждать самые болезненные вопросы. По мнению Данилина, за этим жестом Саакашвили ничего не стоит. Его пиар-ходы уже никого не могут заставить обмануться. «Для российского же руководства, - подчеркивает Данилин, - важно общаться с грузинским народом. Так как в Грузии ограничена свобода слова и не вещают российские телеканалы, используется любая возможность донести до населения Грузии позицию Москвы». При этом собеседник убежден, что пока у власти будет оставаться Саакашвили, на нормализацию отношений между странами надеяться не стоит.