Европа мечтает освободиться от пресловутой энергозависимости от России. И Грузия в этом деле - незаменимый партнер. В очередной раз об этом в преддверии годовщины прошлогодней войны напомнил заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон на слушаниях в Комитете внешних отношений Сената. «Некоторые представители предыдущей администрации принимали участие в работе над проектом «Баку-Тбилиси-Джейхан». У этого проекта есть параллели с проектом Nabucco. Мы поддерживаем проект Nabucco и считаем, что он станет дополнительным энергетическим коридором для Европы», - заявил американец.
Межправительственное соглашение о строительстве Nabucco было оформлено в Турции 13 июля. Накануне подписания документа Москва предложила Анкаре участвовать в ее проектах по строительству новых газопроводов по Черному морю в обход ненадежной Украины. Турецкие руководители обещали подумать, а потом согласились на все условия европейских стран по оплате транзита газа через Nabucco. По сути, они поддержали проект, конкурирующий с российским «Южным потоком». Однако проигрышем России этот шаг Анкары не стал.
Спустя меньше месяца, 6 августа, премьер России Владимир Путин прибыл в турецкую столицу, чтобы свершить переговорный подвиг: за несколько часов стороны подписали 15 межправительственных соглашений и 7 специальных протоколов. Эти двусторонние договоры, по оценке главы турецкого правительства Тайипа Эрдогана, выводят Россию и Турцию на уровень стратегического сотрудничества.
Самым большим успехом российской дипломатии на этих переговорах можно считать согласие Турции на строительство подводного участка газопровода «Южный поток» в своих территориальных водах по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна. Новая труба должна снизить зависимость европейских потребителей газа от транзитеров, в частности от Украины.
Взамен Россия согласилась подробнее рассмотреть возможность строительства нефтепровода по территории Турции «Самсун-Джейхан», который позволит транспортировать нефть в обход проливов Босфор и Дарданеллы на Черном море. Ранее она предлагала разгрузить Босфор, построив трубу Бургас-Александруполис (Болгария-Греция). Однако новое проамериканское правительство Болгарии приостановило реализацию проектов с российскими компаниями.
«Переговоры шли непросто и даже, можно сказать, сложно... Мы нашли развязки и компромиссы по всем вопросам», - подвел итог поездки в Турцию Владимир Путин, передает «Интерфакс». При этом премьер отметил, что строительство «Южного потока» вовсе не перекрывает Nabucco. Проектная мощность российского трубопровода все равно будет в два раза больше, чем европейского. Да и Турция, получающая прибыли от транзита газа, не откажется ни от одной мало-мальски привлекательной энергетической трубы на своей территории. А с Россией она сотрудничать готова, особенно в пику ЕС, в который безуспешно просится, пожертвовав даже частью возможной «набукковской» прибыли.
Кроме того, Россия и Турция договорились о реализации проекта «Голубой поток-2». По нему российская нефть пойдет через Турцию в такие страны, как Кипр, Израиль, Ливан и Сирия. По итогам визита стало известно также, что турецкая компания Aksa Energy создаст совместные предприятия с российскими «Газпромэкспортом» и «Роснефтью». Все это вместе подготовит почву для видоизменения путей «Южного потока» с прогибом в Турцию, если Болгария под давлением США окончательно выйдет из игры.
Достижения в турецком направлении подвигли Россию на следующий шаг в укреплении своего положения в мире. Правительство Путина приняло решение отказаться от ратификации европейской Энергетической хартии, которая была подписана Россией еще в 1994 году. Эта Хартия стала одним из камней преткновения в отношениях между Россией и ЕС, отмечает «Российская газета». Европа хотела бы получить доступ к российским трубопроводам, ликвидировав монополию российских компаний на транзит газа. Москва, в свою очередь, добивается доступа на европейские розничные энергетические рынки.
Российское руководство предлагает Европе свой вариант Хартии. Ее участниками должны стать все основные страны-производители, транзитеры и потребили энергоресурсов. Кроме того, новый документ должен включить регламентацию процедуры преодоления чрезвычайных ситуаций и поставил бы целью обеспечение надежного транзита. До сих пор Брюссель прислушаться к доводам Москвы не хотел. Но теперь, когда Россия, укрепив свои позиции договоренностями с Турцией, окончательно отказалась от старого варианта Хартии, европейцам, пожалуй, придется сесть за стол переговоров.
Увеличение веса России в энергетической сфере неизменно приведет к увеличению и ее политического влияния. В Грузии вызывают озабоченность оба этих фактора. Первый снижает значимость транзита энергоносителей по Грузии. Второй может склонить страны Запада на сторону России в урегулировании региональных проблем на Южном Кавказе.