«Военный конфликт в Южной Осетии стал следствием стремления руководства Грузии любой ценой вступить в НАТО», - говорится в резолюции круглого стола «Август 2008 года - трагедия грузинской государственности: причины и следствия», приуроченного к годовщине трагических событий. Пожалуй, все его участники - 13 экспертов и политологов, признали: вторжение грузинских войск в Цхинвал нанесло ощутимый удар по грузинской государственности.
Заседание круглого стола в Тбилиси организовала и провела неправительственная организация «Историческое наследие». Ее руководители уверены, что без России будущего у Грузии нет.
Грузинские власти на протяжении нескольких лет готовили события августа 2008 года, считает сопредседатель организации Тариэл Гагнидзе. Об этом свидетельствуют публичные заявления президента Грузии о восстановлении территориальной целостности любыми методами, постоянное наращивание военного бюджета, попытка проведения военной операции в Цхинвали в 2006 году, передает его слова ИА «Новый регион».
За спиной у Саакашвили стояли американцы, поощрявшие его на эту аферу, уверен заместитель руководителя Центра проблем глобализации Виктор Цаава. По его словам, «августовский конфликт можно назвать предвыборной кампанией США, во время которой Россию нужно было показать в качестве агрессора».
Эта версия имеет под собой основания, и уже не первый раз обсуждается экспертами по Южному Кавказу. Недавно в интервью «Айастани зруцакиц» («Собеседнику Армении») на след Вашингтона в прошлогодней войне указал бывший заместитель министра обороны Армении Ваан Ширханян. По его мнению, это была операция «органов политического планирования США» по нейтрализации «легитимных» возможностей России в подходах к нефте- и газопроводам Южного Кавказа. «Спровоцировав Саакашвили на выступление против Южной Осетии и получив спрогнозированный результат (вовлечение России в войну и взятие ею под контроль Абхазии и Южной Осетии), американцы нейтрализовали законность любых действий российской армии южнее границ Южной Осетии в направлении Кавказского коммуникационного коридора», - цитирует интервью военачальника «Пресс-папье». Ширханян полагает, что в планах США было и ускорение в решении карабахской проблемы, которое мы сейчас и наблюдаем. «Развернув мощную пропагандистско-политическую операцию с подключением всего западного сообщества, Россию подвели к необходимости срочного подписания соглашения (по Нагорному Карабаху - ред.) на основе «Мадридских принципов», что должно стать единственным «доказательством» ее неагрессивности», - отмечает армянский эксперт.
В общем, если кто-то и выиграл в прошлом августе, то это была все-таки не Россия, получившая массу осложнений в отношениях с Западом, в чем признавался и российский президент Дмитрий Медведев. Но в наихудшем положении, конечно, после войны оказалась Грузия, окончательно потеряв две своих окраины. «Стране грозит развал, и это только вопрос времени. Грузии на данный момент грозит не только потеря Абхазии и Южной Осетии, но и потеря региона Самцхе-Джавахети, и района Борчало в регионе Квемо Картли, после чего Грузия, как единая страна, существовать не будет», - прогнозирует Виктор Цаава. Ему вторит политолог Темур Коридзе: «Если у грузинского общества не будет национального самосознания, то Грузия сможет потерять свои территории».
Резолюция заседания призывает грузин очнуться от зачарованного следования за дудочкой США. «Грузинское общество должно отказаться от пагубного внешнеполитического курса, от рабского и слепого исполнения указаний США, должно освободиться от марионеточного режима и осознать элементарную истину: главные проблемы Грузии - территориальная целостность, экономический рост, отношения с соседними народами - напрямую связаны с уровнем отношений с РФ и их качеством», - сказано в итоговом заявлении.
Грузинские эксперты не потеряли надежды на то, что Россия поможет им воссоединить страну, найти новые решения абхазской и осетинской проблемы. Для этого «необходимо восстановить отношения с Россией», считают участники круглого стола. А также разработать «новый национально-государственный проект для совместного проживания наших народов», в котором будут отражены интересы не только грузин, но и национальных меньшинств.
Эксперты указывают, что «российское руководство всегда считало геополитически неблагоприятным существование Абхазии и Южной Осетии как независимых государств», но оно хотело бы видеть на своих южных рубежах дружественную Грузию, от которой «никогда бы не грозила военная или террористическая опасность».
Но Михаил Саакашвили проигнорировал желания соседей и своим сближением с НАТО перечеркнул приемлемый для России вариант. И спустя год после прошлогодних событий в Цхинвале, которые привели к неоправданным жертвам в том числе и с грузинской стороны, из Тбилиси снова слышна воинственная риторика. «Опять неизвестно по каким причинам подбираются кадры, которые работают на эти конфликты и они зачастую способствуют усугублению и так напряженной ситуации», - отмечает сопредседатель «Исторического наследия» Ираклий Тодуа.
И снова и в правительстве, и в оппозиции твердят лишь об одном: «Надо в НАТО». Даже после вчерашнего выступления нового генсека Альянса Андерса Фог Расмуссена, который подтвердил, что Грузия и Украина пока не соответствуют необходимым критериям, в Тбилиси это восприняли как ободрение. «Проблемы Грузии будут сняты тогда, когда страна войдет в НАТО», - прокомментировал эти слова представитель парламентского меньшинства Гия Тортладзе.
Но как отметил в интервью «Новому региону» председатель Союза грузин России Михаил Хубутия, это нельзя назвать программой социально-экономического возрождения страны. «Ну, хотя бы тогда разъяснили народу по-человечески, как это НАТО будет их кормить? Собирается ли оно и в какие сроки восстановить экономику страны? Будут ли в Грузии, наконец-то, соблюдаться права человека. Каким образом, и по каким каналам эта организация поможет предпринимателям продавать продукцию? За счет чего будет реанимирована курортная отрасль и когда начнут платить старикам достойную пенсию?». По его словам, от российско-грузинских отношений «зависит не только жизнь рядового грузина, и даже не только территориальная целостность, но даже и безопасность страны». Если Грузия пойдет прежним курсом, считает Хубутия, она «может превратиться в полигон противостояния больших государств». А это ничего хорошего народу не принесет.