Как и предсказывал незадолго до личной встречи двух мировых лидеров - Обамы и Медведева - в Москве генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, Грузия не стала для России и США камнем преткновения. Схеффер же, писало РИА Новости, сказал: «Я не жду, что этот вопрос будет решен в ближайшее время, но я не рассматриваю эту проблему как камень преткновения».
В Кремле американский и российский лидеры, как сообщает РИА Новости, заявили, что довольны ходом переговоров. «Переговоры в узком составе были очень продуктивными. Не сомневаюсь, что мы сможем добиться прогресса по всем вопросам, которые нам предстоит обсудить», - сказал президент США в начале встречи в расширенном составе. «Мы недаром потратили время, обсудили важные темы», - отметил в свою очередь Медведев.
Позже на совместной пресс-конференции в Кремле с президентом РФ Дмитрием Медведевым президент США Барак Обама сказал, что он обсудил со своим российским коллегой те вопросы, по которым у двух стран до сих пор имеются разногласия, «в частности мы обсудили вопрос Грузии».
Как известно, Россия признала независимость двух входивших ранее в состав Грузии республик - Абхазии и Южной Осетии. Это произошло через несколько дней после окончания войны, развязанной Грузией в августе 2008 года в Южной Осетии. Тбилиси заявляет, что Грузия никогда не смирится с потерей своих территорий.
На пресс-конференции Барак Обама повторил известную позицию Соединенных Штатов по этому вопросу: «Я подтвердил нашу убежденность в том, что территориальная целостность Грузии должна уважаться. Мы также несогласны с нынешними границами Грузии. Мы также не заинтересованы в военном конфликте. Все эти вопросы должны быть урегулированы. Президент Медведев и я хотим оставить соперничество и двигаться вперед", - сказал Обама, передает РИА Новости.
В Грузии на слова американского лидера немедленно откликнулся президент Михаил Саакашвили. Скорость реакции подсказывает очевидное: грузинский лидер неотрывно следил за ходом визита в российскую столицу президента Соединенных Штатов. Кстати, этот визит стал в Грузии темой № 1 буквально для всех средств массовой информации. Местные аналитики строили прогнозы, азартные наблюдатели заключали пари, как и положено людям с горячей кавказской кровью.
Большинство экспертов сходилось к мысли о том, что Соединенные Штаты «не сдадут Грузию». Особую уверенность в этом выражал Ираклий Аласания, лидер оппозиционного объединения «Альянс за Грузию», который только что вернулся из своего довольно продолжительного вояжа за океан. В Вашингтоне он имел ряд важных контактов. И ему, как молодому политику западной ориентации, на которого сделаны большие ставки, должно быть заранее довели до сведения некоторые ньюансы будущей московской встречи по грузинской тематике.
Несколько особняком смотрелись речи романтика грузинской политики лидера Лейбористкой партии Шалвы Нателашвили, который свято верит, что стоит просто попросить и его Родину оставят в покое. Поскольку все беды Грузии, по его твердому убеждению, как раз из-за соперничества на Кавказе России и Соединенных Штатов. Для политика такой подход несколько необычен. Поскольку вряд ли он не догадывается, что его более удачливые коллеги, находящиеся у власти и стремящиеся к ней, как раз и строят свою политическую стратегию на этом соперничестве.
Только, чтобы быть полноценным «игроком» в этой геополитической партии нужно иметь прямой выход к обеим соперничающим сторонам. А не уповать сугубо на богатого заокеанского дядюшку, раздражая его жалобами на несговорчивого северного соседа. Недаром, наверное, даже оппозиционные грузинские лидеры, известные своим стойким западничеством, заговорили вдруг о необходимости налаживания контактов с Россией. Интуитивно и Нателашвили стремится найти для грузинской внешней политики прочную вторую опору. Стояние на одной ноге Грузии дивидендов не принесло. Так, очевидно, и родилась его формула Грузии, как «ареала сотрудничества и дружбы» между США и Россией.
Что же до официальной власти, с которой Кремль после событий августа прошлого года, повлекших за собой гибель мирного осетинского населения и российских миротворцев, дел иметь не желает, то свободы политического маневра у нее практически не осталось. Вот и приходится Михаилу Саакашвили неотрывно следить за каждым словом вашингтонских покровителей и моментально откликаться. «США безусловно выразили поддержку Грузии», - заявил президент Грузии, которого цитирует «Интерфакс».
Саакашвили при этом особо отметил, что позиция США по Грузии была зафиксирована Бараком Обамой на первой же встрече с президентом РФ. Возможно тбилисскому сидельцу и невдомек, что тема его августовской авантюры, повлекшая за собой столь далеко идущие последствия, как признание Россией Южной Осетии и Абхазии, была обозначена в известных формулировках, дабы не мешать дальнейшему конструктивному ходу бесед двух президентов.
Саакашвили подчеркнул, «все о чем говорило руководство Грузии подтверждается, а именно то, что у Грузии есть поддержка и в будущем будет еще большая поддержка». Естественно, что вслед за речью лидера в ход пошло многоголосье грузинского агитпропа. «Тот факт, что этот вопрос есть и остается одним из проблематичных в отношениях между США и Россией дает нам ту гарантию, что в будущем мы сможем более активно работать по урегулированию данных проблем», - заявил посол Грузии в США Бату Кутелия грузинским журналистам. Вице-спикер парламента Грузии Михаил Мачавариани считает, что Обама, касаясь Грузии, четко зафиксировал, что новая администрация США не уступит вопрос Грузии, принципиально поставит вопрос ее территориальной целостности.
Но вот «неудобная тема» Грузии отодвинута на задний план, позиции двух стран озвучены. Каков итог? В целом он позитивен и для США, и для России. Сам визит Барака Обамы в Москву уже развенчал надежды официального Тбилиси на то, что в своих отношениях с Москвой Вашингтон будет руководствоваться политическими и территориальными претензиями Грузии и будет действовать чуть ли не под диктовку «светоча демократии» в регионе.
В отношении Южного Кавказа, судя по заявлениям своих лидеров, Россия и США остались при своих интересах. Американцы сохранили в своих руках «занозу» для России в виде послушного тбилисского режима. Россию же даже непризнание Западом Южной Осетии и Абхазии, возможно, в нынешних условиях устраивает. Ведь страны с нерешенными территориальными проблемами в Североатлантический блок, куда рвется Грузия, не принимают. Значит, продвижение альянса на Восток, к границам России, приостановлено.