Михаил Саакашвили обещает огласить «конкретные инициативы», чтобы сделать финансирование партий прозрачным, сообщает газета ВЗГЛЯД. Грузинское законодательство предусматривает финансирование оппозиционных партий из бюджета, но после начала крупномасштабных акций протеста, средств из бюджета они не получают. Расчет властей логичен - какая революция или смена власти без денег? Но неугомонные оппозиционеры отправились искать денег на чужбине. В связи с чем и разгорелся скандал. Грузинские телеканалы распространили видеозапись, выложенную в интерненте, где лидеры оппозиции встречаются с экс-министром внутренних дел Кахой Таргамадзе.
Парламентарии, всю последнюю неделю обсуждающие источники финансирования оппозиции, обрушились с обвинениями в адрес оппозиционеров. Сначала один из лидеров правящего большинства Георгий Габашвили в адрес Бурджанадзе: «Сегодня основным источником финансирования оппозиции является Бурджанадзе и ее политическая партия. Я считаю, что и общественность, и оппозиция имеет право знать - конкретно откуда и какими путями заходят деньги и на что они идут. Мы видели кадры, как покупали представители одной определенной партии «калашниковы» и как раздавались участникам акции бейсбольные биты».
Уже вчера Габашвили переключился на Левана Гачечиладзе и Давида Гамкрелидзе. «Была или нет встреча нарушением закона и насколько возможно, чтобы по данному факту было возбуждено уголовное дело, я не могу дать правовую оценку. Я не правоохранитель и не юрист, но факт, что от Кахи Таргамадзе, который является гражданином России, оппозиция получала обещание финансирования и нарушением закона является именно это, моральная сторона более важна, чем правовая оценка данного факта», - вещал Георгий Габашвили, сообщает GHN.
Оппозиционеры все обвинения опротестовали, заявив, что вовсе не просили денег у Таргамадзе, а наоборот, выясняли тайные связи Саакашвили с Россией. Гачечиладзе в эфире радио «Уцноби» объяснил, что «Каха Таргамадзе - носитель важной информации. Например, «революцию роз» 2003 года финансировали Фонд Сороса, криминальные авторитеты, а также экс-глава спецслужбы Грузии Игорь Георгадзе, который бежал из страны в 1995 году», - заявил оппозиционер. Леван Гачечиладзе сказал также, что «получил информацию о том, как и чем президент Михаил Саакашвили устраивает российскую власть».
Другой участник скандальной встречи Давид Гамкрелидзе, как передает GHN, заявил, что «от Таргамадзе мы получили информацию о том, что администрация Путина запрещает грузинским бизнесменам, работающим в России финансировать оппозицию. Кроме этого мы узнали много интересного о Хубутия и Эбралидзе».
Вся эта история с финансированием грузинской оппозиции с севера напомнила бородатый анекдот о том, какими нелицеприятными эпитетами награждает сильная половина человечества миловидную особу, отказавшую им в любви. Так и в Грузии на сегодняшней день: финансирует Россия оппозицию - у какая коварная, не финансирует - еще коварней... Впрочем, о том, что внутриполитическая ситуация в Грузии все больше напоминает театр абсурда, двух мнений быть не может.
Комментариев относительно встречи оппозиционеров с Кахой Таргамадзе, которого грузинские власти считают сотрудником российских спецслужб, - множество, как и подобает любому скандалу. Мнения разделились: одни оправдывают встречу, другие осуждают. Новый поворот событиям придал сам Михаил Николаевич.
Сначала он прокомментировал встречу лидеров оппозиции с Кахой Таргамадзе из Еревана, где находился с рабочим визитом. Он назвал бывшего главу МВД самой негативной фигурой в новейшей истории Грузии и «воплощением подлости». Президент отметил, что появление рядом с политическими лидерами фигуры Таргамадзе является показателем вмешательства внешнего фактора в политические процессы в Грузии. Он призвал политические силы с большей ответственностью отнестись к ситуации и быть предельно осторожными.
Правда, в парламентском большинстве так и не могут вспомнить - возбуждено или нет уголовное дело против бывшего главы МВД Кахи Таргамадзе. Как заявляют депутаты, точно то, что собирались возбудить дело, но Таргамадзе принял гражданство России, сообщает GHN.
Для личной неприязни правящего большинства это, однако, не имеет большого значения. Хотя, после шума в связи со встречей, никаких превентивных мер со стороны властей не последовало. Не оправдались и предположения СМИ о том, что теперь под ударом окажется партия «Новых правых». Ведь финансирование партий извне запрещено законом.
Вместо наезда на оппонентов, Саакашвили фактически предложил им мировую. Президент заявил, что намеревается сделать оппозиции дополнительные предложения, в том числе о финансировании партий. Сегодня в парламенте рассмотрят этот вопрос. О каких суммах пойдет речь? Пока неизвестно. Оппозиционные силы тоже пока воздерживаются от комментариев по поводу президентской инициативы.
Впрочем, возможны самые неожиданные повороты. Скажем, как сообщает «Интерпрессньюс», Леван Гачечиладзе заявил о своем желании, чтобы власти узнали о его встрече с Кахой Таргамадзе. Что же касается других встреч, то они не знают о них и не узнают до тех пор, пока не настанет время. Гачечиладзе воздерживается называть имена и фамилии спонсоров, потому что им не дадут покоя и будут притеснять. И вообще, оппозиционер не хочет, чтобы Вано Мерабишвили (глава МВД Грузии) ему диктовал - с кем встречаться, а с кем нет.
Кто в этой истории с тайной встречей одержал победу - непонятно. То ли Саакашвили, вновь обвинивший Россию во вмешательстве во внутренние дела и продемонстрировавший Западу свой демократический подход к оппонентам. То ли оппозиция расставила сети на Михаила Николаевича и теперь с новой силой и финансами начнет очередной этап борьбы с президентом. Иными словами, во внутриполитическом противостоянии - ничья. Вся эта история вообще-то тянет на исторический бестселлер.
В основе конфликта, как всегда, - власть, деньги и женщины. Правда, время и место несколько модифицировали привычный сценарий. А он примерно такой: правящей элите всеми средствами приходится отстаивать свою власть и деньги. Другой ветви той же элиты, но пока не правящей, приходится по крохам отвоевывать свое право на ту же власть и деньги. Женщины трофеями уже не считаются, поскольку в современном мире они - не трофеи, а равноправные участницы борьбы. Кстати, главные героини современной истории - Нино Бурджанадзе и Саломэ Зурабишвили в сопровождении все того же Левана Гачечиладзе отправились в Вашингтон. То ли за деньгами, то ли за моральной поддержкой. А может, и за тем, и за другим. Притомила эта подковерная возня венценосца и сказал он алчущим - незачем вам, мол, ходить далече за златом, я и сам вам его отсыплю. Ведь факт известный - во многом деньги тождественны власти, ибо дают возможность управлять поступками окружающих. Остается лишь дождаться - чья возьмет.