Напомним, что после окончания «восьмидневной войны», президент Грузии Михаил Саакашвили на митинге перед парламентом в Тбилиси, заявил о том, что Грузия покидает СНГ. «Мы окончательно прощаемся с Советским союзом. Советский Союз сюда никогда не вернется», - сказал Саакашвили на стотысячном митинге перед парламентом 12 августа прошлого года.
«...Мы призываем Украину и другие страны оставить организацию Содружество Независимых Государств, где доминирующую роль играет Россия», - витийствовал Саакашвили под овации собравшихся. Однако другие страны-участники СНГ отчего-то призывам господина Саакашвили не вняли и продолжают оставаться в этой организации.
Как известно, Содружество Независимых Государств возникло после развала СССР. В СНГ входят 12 государств. Декларация о создании СНГ была подписана 21 декабря 1991 года. Грузия вступила в СНГ в конце 1993 года, после обращения тогдашнего президента Эдуарда Шеварднадзе. Теперь приближается дата окончательного прекращения членства Грузии в СНГ, которое вступит в силу через год после поступления соответствующего обращения грузинской стороны.
«Грузия вышла из СНГ. Да собственно она в нем не особо и участвовала», - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя решение грузинского руководства покинуть эту организацию.
По его мнению, «участие Грузии в последние годы в Содружестве едва ли было нацелено на способствование его консолидации, а, скорее, на эрозию СНГ», поэтому, считает министр, выход Грузии из Содружества не будет иметь никаких последствий для его деятельности.
А вот какие последствия выход из Содружества будет иметь для Грузии?
Глава департамента внешнеторговой политики министерства экономического развития Грузии Марина Мачавариани заявила журналистам, что после выхода из Содружества Грузия рассчитывает сохранить действующий ныне режим свободной торговли со странами СНГ. Г-жа Мачавариани отметила, что существуют международные нормы, позволяющие пользоваться механизмами свободного перемещения товаров между Грузией и определенными странами. «На сегодняшний день у Грузии уже оформлены двусторонние соглашения о свободной торговле с восемью странами СНГ. При этом с Азербайджаном и Украиной как со странами-членами ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) у Грузии оформлены и соглашения о свободной экономической зоне». Она добавила, что на долю этих двух стран приходится до 65% всего экспорта Грузии.
Американский политолог Джон Дейли (John C.K. Daly), опубликовавший в бюллетене United Press International статью «Чем чреват выход Грузии из СНГ?», настроен куда менее оптимистично, чем г-жа Мачавариани.
«Грузия надеется сохранить режим свободной торговли с государствами-членами Содружества Независимых Государств после того, как 18 августа состоится ее выход из этой организации, - пишет американский эксперт. - Если принять во внимание последствия ее опрометчивого военного столкновения с Россией в августе прошлого года, то эта надежда может оказаться тщетной, поскольку конфронтация напомнила другим бывшим советским республикам Кавказа Азербайджану и Армении о том, что Москва намерена защищать свои, пользуясь словами Дмитрия Медведева, «привилегированные интересы» на постсоветском пространстве».
А далее Джон Дейли рассуждает о ситуации, которая сложилась после августовского «опрометчивого военного столкновения с Россией» в этом регионе.
«Запад не может позволить себе изображать незаинтересованность, поскольку венец его усилий по налаживанию экспорта каспийской нефти в западном направлении - открытый в мае 2006 г. трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (ВТС) протяженностью 1 092 мили, пропускной способностью 1 миллион баррелей в день и стоимостью 3,6 млрд. долларов - транспортирует азербайджанскую сырую нефть с месторождений Азери-Чираг-Гюнешли на каспийском шельфе Азербайджана на турецкий глубоководный терминал в Джейхане на берегу Средиземного моря, пересекает 155 миль территории Грузии и включает в себя две из восьми насосных станций маршрута», - пишет Джон Дейли.
Сейчас из-за нестабильной ситуации в Грузии и после ряда опасных инцидентов на трубопроводе его работа частично парализована.
Для Азербайджана это стало настоящим финансовым бедствием, поскольку на долю нефтяного сектора приходится почти половина доходов страны, а экспорт нефти обеспечивает около 90 процентов всех экспортных поступлений. По оценкам министерства энергетики США, убытки Азербайджана в общей сложности превысили 1 миллиард долларов.
Конфронтация обернулась недополучением прибыли и для Грузии: в 2007 г. пошлины за транзит нефти по ВТС принесли ей 25,4 миллиона долларов, а до начала конфликта правительство Саакашвили рассчитывало получить в 2008 г. около 45 миллионов долларов в качестве платы за транзит.
Нет особых надежд и на Украину, поскольку она сейчас более озабочена своими внутренними проблемами, чем поддержкой партнера по виртуальной организации ГУАМ.
Поэтому экономические отношения Тбилиси с оставшимися в СНГ государствами выглядят не столь перспективными, как это представляется госпоже Мачавариани.