Помимо всего прочего, совершеннолетие - это время мечтаний и надежд на лучшее. Как раз этим и живет сегодня Грузия - надеждами на завтрашний день. Каким он будет? Ответа на этот вопрос нет ни у властей, ни у оппозиции, раздирающих страну буквально на части из самых лучших побуждений - ради упрочения демократии. Так что остаются только надежды на то, что сложный переходный возраст, наконец-то, закончится и заживут люди в этом благословенном и гостеприимном крае как прежде - мирно, спокойно, с традиционными застольями, песнями и танцами.
Но как говаривал русский писатель Эдуард Севрус, будущее рождает надежды, настоящее их вскармливает или хоронит. Именно этим принципом и руководствуются ныне в Грузии. Сегодняшний день грузинской оппозицией назван «эпохальным». С 9 апреля страну лихорадит от митингов и акций протеста. Оппозиция требует отставки президента Михаила Саакашвили, проведения досрочных президентских и парламентских выборов, и демократических реформ... Непримиримые оппозиционеры обещают, что смена власти произойдет конституционным путем - никаких революций, кровопролития и новых кумиров. Пока можно лишь сказать, что за минувшие восемнадцать лет в стране сменились три президента. Традиции мирного, то есть конституционного перехода власти так и не сложилось. Одно правительство непременно свергалось другим. Впрочем, так было и в далеком восемнадцатом году прошлого, XX века.
Именно в память о 26 мая 1918 года и отмечается День независимости. В этот день в 1918 году правительство Грузии во главе с Ноэ Жордания провозгласило независимость. С этим статусом страна прожила до 1921 года. Затем новое правительство пообещало Грузии светлое будущее уже в формате братской советской республики. Но принцип спирали истории, никто не отменял. Через 70 лет, 31 марта 1991 года, на вопрос референдума - «Согласны ли вы, чтобы на основании акта 26 мая 1918 года была восстановлена государственная независимость Грузии?» - по доброй советской традиции большинство населения (Абхазия и Южная Осетия в этом референдуме не участвовали), 98 процентов, ответило «да».
За восемнадцать минувших лет страна пережила взлеты и падения, надежды и разочарования, создание кумиров и низвержение идолов. Ликование «Сакартвелос Гаумарджос» («Да здравствует Грузия») смешалось с молитвами о спасении и благополучии многострадальной страны. Всех бед, которые пережили за эти годы жители Грузии, не перечислишь. Описание всех катаклизмов, потрясавших страну, потянуло бы на многотомное издание.
Сегодня можно сказать лишь одно - Грузия сдает экзамен на зрелость. На проспекте Руставели, где традиционно проходит приуроченный ко дню рождения страны военный парад, состоится шествие «гражданского парада», организованного оппозицией. Представители оппозиции открыто говорят, что правительство уступило-де им проспект Руставели по просьбе Запада. Удастся ли избежать провокаций и удержать протестную волну в конституционном поле? Что ж, это и есть экзамен, который сегодня вновь сдает Грузия.
«26 мая станет самым великим днем протеста», - заявил накануне один из лидеров непримиримой оппозиции Леван Гачечиладзе. «В это день мы предложим много сюрпризов», - это слова уже другого лидера, Давида Гамкрелидзе. Оба они - экс-кандидаты в президенты. Главный сюрприз, как выясняется, таков: оппозиционные деятели собираются принять так называемую Хартию обязательств перед народом и страной. Они публично поклянутся в том, что власть в Грузии впредь не будет сосредоточена в руках одного человека.
Оппозиция обещает вывести на антиправительственное мирное шествие сто тысяч человек. Восемнадцатилетние в Грузии отметят в белом. Вместо роз, как 2003 году, оппозиционеры пройдут по Тбилиси в белой одежде. Белое - это цвет чистоты, убеждены оппозиционеры. Один из лидеров Консервативной партии Бидзина Гуджабидзе даже предложил жителям вывесить из окон домов белые полотнища. Опять цветная или бесцветная революция, розовый цвет сменился белым? Многие в Грузии считают, что нынешнее 26 мая вряд ли принесет кардинальные изменения в стране. Грузинские СМИ полнятся слухами, что оппозиция назовет сегодня единого лидера. До сих пор оппозиционеры считали отсутствие единого лидера своим достоинством. Это было «визитной карточкой» оппозиции. Впрочем, неспособность выдвинуть общего лидера - хроническая «детская болезнь» грузинских оппозиционных деятелей. Не ожидается и избрание «альтернативного правительства», о котором заявлялось ранее . Как сообщает commersant.ge , лидер партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили отметила, что «это очень опасный и неприемлемый путь, так как он противоречит закону». «Сколько бы людей ни пришло на стадион, это не будет представительным собранием, и его не поддержит ни одно иностранное государство. Это - путь двоевластия и противостояния. Язык лозунгов и митингов - совсем другое, у нас одно наше политическое требование - проведение выборов», - считает Зурабишвили.
Грузинские эксперты предполагают, что решающие события в Гурзии могут произойти вовсе не сегодня, а грядущей осенью. «До сих пор правительство смогло оставить ситуацию неизменной, затем начинается период каникул. В таких условиях оппозиция может взять тайм-аут или же сохранить акции в какой-то форме. Но как ответит оппозиция на эту стратегию правительства, мы увидим 27 числа», - отмечает политолог Рамаз Сакварелидзе.
Его коллега Ираклий Сесиашвили в интервью газете «Ахали таоба» высказал такое мнение: «Оппозиционные силы должны перейти на рассмотрение позитивных вопросов. Имеется в виду декларирование того, что произойдет после Михаила Саакашвили. После 26 мая планка повысится, правительство понимает, что если продолжит свою политику и в будущем, его рейтинг еще больше упадет. Поэтому оно пойдет на определенные компромиссы. Вопрос - какой ценой? В сентябре правительство ожидает, что протест активно переместится на улицы. Если до тех пор не будут предложены адекватные компромиссы, рейтинг Саакашвили вновь упадет, правительству трудно будет вновь находится в постоянном режиме «тушения огня».
Протестная весна, относительно спокойное лето и вновь традиционно бурная осень («революция роз», например, грянула в ноябре). Такого ли «совершеннолетия» ждали жители Грузии? И когда все-таки сбудутся надежды грузин о мире, спокойствии и благополучии?