После разговора с Семнеби оппозиционные лидеры заявили, что власти должны сделать реальные шаги для демонстрации своей готовности к настоящему диалогу. По итогам же встречи с представителями общественности - «Грузинской академии» - во Дворце шахмат, которая состоялась за закрытыми дверьми, было принято специальное заявление. Журналисты не были допущены на встречу. Им объяснили это «ожиданием чистосердечного разговора без позирования».
Принятое по итогам разговора заявление, по большому счету является планом действий оппозиции. Оно было распространено всеми информационными агентствами. «С одной стороны острые, но мирные уличные акции, с другой стороны - переговоры с руководством», - говорится в документе. В нем также отмечается стойкость общественности, которая «выражает свой протест по поводу незаконного, несправедливого и человеконенавистнического режима в Грузии».
Главное требование авторов заявления - отставка Михаила Саакашвили и проведение новых президентских и парламентских выборов. Звучит в нем и призыв к единству лидеров оппозиции. Как сообщает GHN, представитель «Грузинской академии» Темур Нанеишвили сказал: «Все оппозиционные лидеры должны действовать одинаково. Нельзя, чтобы одна группа пошла на диалог, а вторая - на акцию протеста. Все должны быть вместе и действовать сообща». А вот единства-то, катастрофически не достает грузинской оппозиции. Именно этим эксперты объясняют сокращение числа участников акций. Ведь лидеры одних оппозиционных партий - за радикальные меры и готовы стоять до последнего, другие - за продолжение диалога.
Руководство страны предлагает провести очередной раунд переговоров до 26 мая. Причем по тем же самым пяти пунктам, которые стояли на повестке дня 11 мая, когда состоялась встреча с четырьмя лидерами оппозиции: создание комиссии для работы над конституционными поправками, которая будет сформирована из членов политических партий; совместная работа над выборным законодательством; совместная работа над судебной реформой; сотрудничество в различных органах государственной власти; назначение представителей оппозиции в попечительский совет Общественного вещателя Грузии (ОВГ).
Тогда в рядах с таким трудом объединившихся оппозиционеров и обнаружился очевидный раскол. Двое из переговорщиков - Зурабишвили и Гачечиладзе и сегодня выдвигают радикальные требования, не скупятся на крепкое словцо в адрес властей. Аласания и Шартава изначально не исключали продолжения диалога. И, как профессиональный дипломат, Аласания пытается сгладить расхождения. «Очень хорошо, что мы вновь говорим о встрече. Я вновь подтверждаю желание, чтобы встреча с властью была продолжена», - сказал Аласания журналистам, сообщает РИА Новости.
В то же время Аласания считает, что вопрос разработки новой Конституции должен стать частью политических соглашений с нынешней властью, связанных с проведением досрочных выборов в стране. Другой лидер «Альянса за Грузию», республиканец Давид Бердзенишвили, полагает, что оппозиция почти завершила работу над своим ответом на предложения властей, которые были озвучены президентом Саакашвили 11 мая. «Остается уточнить некоторые детали», - сказал Бердзенишвили «Civil.Ge» 18 мая.
В то же время, лидер партии «Путь Грузии» Саломе Зурабишвили в опубликованном 18 мая в газете «Резонанси» интервью отметила, что есть два варианта выхода из существующего кризиса: «Миша (Михаил Саакашвили) или должен уйти и потом назначить, чего мы хотим (досрочные выборы), или Миша должен отделаться от тех кланов, которые на самом деле являются гарантией того, что свободные выборы не состоятся. Во втором случае он открывает путь к нормальным выборам, в какой-то форме продлевает свой срок (нахождения на посту президента) и доказывает нам, что он уже не прежний Миша».
При этом оппозиция утверждает, что никакого раскола в ее рядах нет. Мол, цель-то у них одна, но пути достижения могут быть разными. Стоит отметить, что решить кроссворд грузинской политики вряд ли кому под силу. Если лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания заявил, о готовности вести переговоры. То его коллега по объединению Тина Хидашели заявляет: «Никакого диалога по тем же предложениям не будет, - цитирует GHN. - Мы говорим Саакашвили: что сказал - сделай, и потом будем говорить. Мы готовимся к 26 мая. Этот день должен стать всеобщим народным праздником. Процесс диалога не начат. Вместо общих заявлений, лучше пусть делают конкретное дело».
Немудрено, что Ираклий Аласания намерен уже в конце мая учредить свою политическую партию. Как заявили агентству GHN в пресс-службе «Альянса за Грузию», на данном этапе по указанному вопросу проводится активная работа. О своих планах Аласания объявил еще 1 мая в эфире телекомпании «Рустави-2» в политическом ток-шоу «Позиция». Вместе с тем, Аласания отметил, что его команда для встречи с руководством страны подготовит предложения, с которыми будут ознакомлены партии-члены альянса - «Новые правые» и Республиканская партия.
Так что политики-оппозиционеры озабочены сейчас собственным политическим выживанием. Что же до рядовых грузин, которые недовольны властями страны, то они уже не выходит и на акции протеста, предпочитая обсуждать все происходящее, как в старые добрые времена, у себя на кухне. Они смертельно устали от нескончаемых протестов и дележа постов и должностей. Их охватывает апатия. Согласно результатам опроса, проведенного грузинским еженедельником «Квирис палитра» («Палитра недели»), больше половины респондентов - 50,3 процента - не верят в положительные результаты диалога между Саакашвили и оппозицией; оптимистичный настрой - у 18,5 процента; не определились с ответом - 31,2 процента респондентов.
Как тут можно договориться, когда по каждому вопросу множество мнений и взглядов. Может это и есть демократия?