Состоявшаяся 11 мая встреча президента Грузии с лидерами оппозиции заметных результатов не принесла. Оппозиция вновь готовится к акциям протеста. До сих пор непонятно - согласятся ли оппоненты на предложение Саакашвили начать совместную работу по внесению изменений в Конституцию. Так, 12 мая генсек «Движения за единую Грузию» Эка Беселия от имени «Комитета 9 апреля», в который входят лидеры непарламентской оппозиции, заявила, что все входящий в комитет партии считают: страну из кризиса выведет только отставка президента Саакашвили и проведение досрочных президентских выборов. По ее словам, создание работающей над конституционными реформами группы не сможет разрядит ситуацию в стране, а наоборот, вызовет еще большую напряженность. Как отметила Беселия, власти пытаются искусственно накалить обстановку. «Мне кажется, что власти искусственно ведут процессы к большему обострению», - цитируют грузинские СМИ выступление Эки Беселия.
Между тем, даже в рядах радикальной оппозиции задумались над предложением, которое сделал Саакашвили. По крайней мере в течение всего дня 12 мая в офисе партии Нино Бурджанадзе, как сообщают грузинские СМИ, проводились консультации по этому поводу.
Что касается другого предложения Саакашвили - объявить мораторий на расследование правонарушений, допущенных оппозиционерами, - то на него никаких комментариев пока не последовало. Что, в принципе, и понятно. Ведь никто не объявлял сроки действия этого моратория. Получается, что «разморозить» все дела против оппозиционеров власти могут в любой подходящий момент. К тому же если власти говорят о правонарушениях со стороны оппозиции, то последние, наоборот, выдвигают аналогичные обвинения в отношении нынешнего руководства страны.
Европейские дипломаты с оптимизмом восприняли начавшийся диалог между Саакашвили и оппозицией. Так, Спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе Питер Семнеби назвал «хорошей приметой» встречу между президентом Грузии Михаилом Саакашвили и представителями непарламентской оппозиции. Об этом Питер Семнеби, находясь в Стокгольме, заявил в эфире телекомпании «Рустави-2». «Политическое противостояние на тбилисских улицах должно переместиться за стол переговоров», - отметил Питер Семнеби, выразив надежду, что за «первой встречей скоро последует продолжение». «Надеюсь, что конституционная и избирательная тематика, также свобода СМИ в темах переговоров станут главными. Будет полезным, если обе стороны задумаются о тех результатах, которые они могут достичь», - сказал Питер Семнеби и подчеркнул при этом, что предложения со стороны президента Грузии, адресованные оппозиции, соответствуют рекомендациям ЕС.
Соответствует ли рекомендациям Евросоюза предложенный Саакашвили оппозиционерам мораторий? По словам президента, нарушений было много. «Все это не было приятным. И мы все понимаем, что в обычной ситуации за это люди несомненно несут ответственность. Но мы готовы пойти на такой шаг, так как не хотим, чтобы кто-то был загнан в угол, или чтобы у кого-то было ощущение, что у него нет будущего и пути назад. Мы все вместе разработаем гарантии неприкосновенности», - заявил Михаил Саакашвили, комментируя встречу с лидерами оппозиции, которая состоялась 11 мая.
Президент, в частности, напомнил недавний инцидент у здания Общественного вещателя Грузии, когда митингующие избили журналиста «Первого канала» Николоза Авалиани. Затем эти люди были задержаны полицией, после чего лидеры оппозиции двинули своих сторонников к зданию ГУВД Тбилиси, чтобы добиться освобождения своих единомышленников.
Между тем международная организация Human Rights Watch высказала определенную обеспокоенность по поводу этого предложения Саакашвили. В своем специальном заявлении, распространенном 12 мая, эта правозащитная организация указывает на то, что «правосудие не может быть предметом договоренностей». «Власти могут сделать решиться на то, чтобы не преследовать митингующих, если они совершили преступление. Но они не должны отказываться от обязательств по защите прав человека. Существуют заявления о серьезных нарушениях прав человека в связи с акциями протеста и власти должны расследовать их», - цитируют грузинские информагенства заявление Human Rights Watch.
При этом представители Human Rights Watch заявляют, что обладают документами, которые свидетельствуют о случаях нападений на участников акции. Предполагается, что «нападения были согласованной попыткой с целью запугивания демонстрантов и для предотвращения того, чтобы они не воспользовались правом на собрание».
В отправленном 7 мая на имя министра ВД Вано Мерабишвили и министра юстиции Зураба Адеишвили письме Human Rights Watch призвала их к быстрейшему и полноценному расследованию нападений на демонстрантов и наказанию виновных. К тому же, отмечается в заявлении, «как минимум, в двух случаях, по которым у Human Rights Watch имеются документы, патрульная полиция появилась поблизости от места нападения и могла бы вмешаться, но не сделала этого».
«В большинстве случаях, изученных Human Rights Watch, - говорится также в документе правозащитников, - правоохранительные структуры взяли показания у пострадавших, но, насколько нам известно, ничего не предпринимали. В некоторых случаях пострадавшие могли опознать нападавших или назвать номера машин, на которых они перемешались, однако полиция не задержала нападавших и не предпринимала никаких следственных шагов».
Так что с мораторием у руководства получилось не очень. Правозащитники еще раз напомнили президенту, что закон есть закон и переписывать его, когда и как захочется - чревато последствиями. Ведь из обвинителя или дарителя помилования с барского плеча в одночасье можно превратиться и в обвиняемого. По меньшей мере, в сговоре с Фемидой.