Еще 16 апреля специальный представитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби провел встречи с руководством Грузии, оппозицией и представителями общественности. Все согласились - диалог необходим. Спустя неделю стороны были столь же далеки от компромиссных шагов к диалогу, как и прежде.
Из-за активизации оппозиции, которая заявила, что намерена продолжать акции протеста до 8 мая, парламентарии вынуждены были обосноваться в престижном отеле «Шератон метехи палас». Поскольку вход в парламент оппозиционеры заблокировали камерами-клетками, в которых и коротают дни и ночи. Таково театрализованное гражданское неповиновение.
24 апреля руководители представительств стран ЕС в Грузии, представительство Еврокомиссии и специальный представитель ЕС в странах Южного Кавказа Питер Семнеби опубликовали совместное заявление. «Они (дипломаты) подтверждают, что право на мирные собрания является одним из основных прав граждан всех демократических стран, - цитирует заявление Civil.ge, также приветствуют, что оппозиция и власти обеспечили мирное использование этого права (на мирное собрание)». В заключение дипломаты вновь призвали стороны к диалогу. Казалось бы, все в лучших традициях дипломатии - никаких симпатий ни к одной из сторон. Но уже на следующий день на европейских дипломатов обрушился гнев оппозиции.
Начиналось же все так. Глава парламентской делегации Испании Джорги Чукла по окончанию встречи с председателем парламента Давидом Бакрадзе, с которым встречался не в парламенте, а в гостинице заявил, что «протест - это хорошо, но было бы лучше, если бы политические партии решали вопросы в парламенте». В тот же день спикер парламента провел в этой же гостинице встречу по ситуации в стране с дипломатическим корпусом. Посол Франции в Грузии Эрик Фурнье не стал скрывать недовольства по поводу места встречи. «Факт, что несколько человек решило действовать вне закона, и из-за этого мы встречаемся с председателем парламента в гостинице, для нас не приемлем», - цитирует GHN Эрика Фурнье. Кстати в тот же в той же гостинице лидеры оппозиционного «Альянса за Грузию» встречались с американскими дипломатами. Тема все та же - вопросы выхода из политического кризиса. Об итогах встречи не сообщается.
Что касается спикера парламента Давида Бакрадзе, то по итогам встречи он заявил, что политику руководства страны по отношению к акциям протеста поддержали иностранные дипломаты. По его словам, власти Грузии получили от дипломатического корпуса «полную поддержку в тех шагах и в той политике, которую проводят власти Грузии в связи с текущими событиями».
Это и стало поводом для начала скандала. Лидеры оппозиции призвали европейских дипломатов не вмешиваться во внутренние дела страны. Лидер партии женщин Гугули Маградзе так прокомментировала заявление посла Франции в Грузии Эрика Фурнье: «Он очень хорошо знает, как проходят акции протеста во Франции, когда французы разрушают и ломают все вокруг. На этом фоне, пусть они придут и посмотрят, в каких конституционных рамках проходят наши акции. Что касается блокады парламента - все входы парламента открыты, и они могут проводить встречи и в Парламенте. Если у них будут моральные неудобства, это - их проблема».
Глава партии «Свобода» Константин Гамсахурдиа посоветовал Эрику Фурнье делать заявления лишь после того, как тот разберется в ситуации Грузии. (А это и впрямь дело весьма сложное - И.П.). По оценке Константина Гамсахурдиа, посол Франции сделал крайне эмоциональное заявление, что «не приемлемо для дипломатии».
В качестве тяжелой артиллерии выступила грузинская француженка лидер партии «Путь Грузии» Саломе Зурабишвили, которая выросла во Франции и занимала руководящие посты в МИД этой страны, была послом Франции в различных государствах. Зурабишвили заявила, что 27 апреля потребует встречи с послом Франции в Грузии Эриком Фурнье. По ее словам, посол Франции, который заявил, что перекрывать улицу неконституционно, плохо информирован о грузинском законодательстве. «Согласно грузинскому законодательству, достаточно внести заявку в мэрию, других разрешений для выражения протеста на улице представителям оппозиции не требуется», - сказала Зурабишвили и отметила, что они никому не мешают входить в парламент и, если представители власти не входят туда, виной тому их бессилие. По ее мнению, «власть пытается столкнуть оппозицию с дипломатическим корпусом».
Что ждет дипломатический корпус во времена политической бури в Грузии? Буря она и есть буря, не дать волю эмоциям, не навредить из лучших побуждений - все это зависит от уровня профессионализма дипломатов. Последние же оказались, мягко говоря, в непростой ситуации. Им еще предстоит сдать сложный экзамен на Кавказе.