Прямых контактов между властями и внепарламентской оппозицией, требующей немедленной отставки президента Саакашвили, нет практически с начала года. Призывы к диалогу звучат от лидеров пропрезидентского «Национального движения» только в телеэфире. Они тонут в потоке взаимопретензий, что накаляет обстановку. Роль посредников пытаются взять на себя ведущие политологи, объединившиеся в «Клуб независимых экспертов». На днях они встретились с председателем парламента Давидом Бакрадзе, планируют переговоры и с оппозицией.
Теперь за дело взялся и Питер Семнеби, специальный представитель Евросоюза на Южном Кавказе. Как сообщают грузинские СМИ, единого мнения лидеры оппозиции относительно ведения переговоров с властями так и не выработали. Лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Асласания после встречи с Семнеби заявил, что готов встретиться с Саакашвили. По его словам, оппозиция будет вести диалог с правительством по одному вопросу - назначению досрочных президентских выборов. В то же время он отметил, что готов выслушать и предложения властей по этому вопросу.
На проходящих в формате отдельных встреч оппозиционеров с Семнеби «Альянс за Грузию» также представлял лидер Республиканской партии Давид Усупашвили, который также заявил, что речь во время переговоров с властями будет идти об отставке Саакашвили. Усупашвили отметил, что те оппозиционные силы, которые не хотят встречаться с президентом, не выступают против участия в такой встрече других членов оппозиции.
Это относится к Саломе Зурабишвили, которая заявляет, что никакой необходимости в переговорах с Михаилом Саакашвили не видит. «Хочу вас спросить: если правительство считает нас агентами России, то какой диалог оно намерено вести с агентами?» - обратилась Саломе Зурабишвили к журналистам. У нее есть свое условие для ведения переговоров: «С Саакашвили мы можем говорить и готовы встретиться лишь в одном случае, если это будет публично и вокруг одного требования - его отставки». Такая же позиция и у консерваторов. «В открытой встрече, на которой будет поставлен вопрос об отставке Саакашвили, мы будем участвовать», - сказал их лидер Звиада Дзидзигури.
Другой представитель консерваторов Каха Кукава утверждает: «У нас есть информация, что внутри властей идет спор по этому вопросу - определенные силы поддерживают отставку Саакашвили, другие силы - против этого». Впрочем, сам Михаил Саакашвили пока не высказывал согласия лично встретиться с оппонентами. Предлагается лишь провести консультации с лидерами правящей партии, которые готовы обсуждать любые вопросы с оппозицией, кроме отставки президента. Так, вице-премьер Георгий Барамидзе на днях заявил, что готов обсуждать с оппозицией любые вопросы, за исключением отставки президента, который является еще и главнокомандующим: «Это неправильно и несерьезно, потому что мы фактически находимся в состоянии войны с Россией».
Оппозиция же уверена, что защищать страну прежде всего надо от политики самого президента, стараниями которого разразилась августовская война, приведшая к официальному отделению Абхазии и Южной Осетии.
Смогут ли европейцы усадить за стол переговоров деятелей со столь противоположными воззрениями? В любом случае, даже едва наметившиеся тенденции к диалогу - уже прогресс в условиях хронической недоговороспособности грузинских политиков.
К тому же в Грузии убеждены, что ситуация в стране во многим зависит от позиции западных партнеров: мол, раз Америка вдохновляла «революцию роз» и приход Саакашвили, то пусть она и завершает эксперимент. Но в Белом доме пока не определились относительно своего кавказского союзника. Даже Михаил Николаевич высказал опасения по поводу смены курса. В интервью журналу Newsweek на этой неделе Саакашвили не скрывает своего разочарования нынешней политикой США: «Раньше я идеализировал Америку. При Буше идеи были выше прагматической политики, а теперь прагматическая политика правит идеями. Это может испортить ту Америку, которую я знаю». Однако в Белом доме еще не списали со счета одиозного президента. На днях Вашингтон направляет в Тбилиси заместителя помощника госсекретаря Мэтью Брайза. В ближайшее время ожидается американский транш в 242 млн долларов из обещанной после августа 2008 года помощи в 1 млрд долларов
Оппозиция уверена, что США и Запад в целом могут содействовать изменению ситуации в стране. Европейцам в этом деле принадлежит отнюдь не последнее слово. Поэтому роль ЕС и главного посредника в переговорах между властью и оппозицией Питера Семнеби, в Тбилиси оценивается высоко. Главное - оправдались бы надежды...