Мировое информационное пространство 9 апреля всколыхнула весть о том, 58-я армия министерства обороны России приведена в боевую готовность. Это событие напрямую связано с обострением общественно-политической ситуации в Грузии.
«Миротворческий контингент в Южной Осетии усиливается частями, передислоцированными из Владикавказа, - цитирует ИА ОСинформ неназванный источник в штабе армии. - Мы не хотим, чтобы события, которые разворачиваются в соседней Грузии, каким-то образом повлияли на жизнь в мирной Южной Осетии и приграничных районах России». По данным информагентства, вдоль границы республики и в Цхинвале усилены посты.
Таким образом, Южная Осетия подстраховывается в сложное время, когда неясно, что же будет у ближайших соседей - грузин. И это весьма разумно. Ведь Михаил Саакашвили до сих пор не оставил идеи «возвращения» утраченных территорий. Грузинский президент уделяет большое внимание модернизации армии, что в сочетании с агрессивной риторикой создает определенное впечатление о его намерениях. «Грузия сегодня в довольно-таки сложном положении, когда с одной стороны она находится в условиях мирового кризиса, который ударил сразу же после осуществленной против нас агрессии, - приводила не так давно слова Саакашвили «Наша Абхазия». - А с другой - более 20 процентов нашей территории оккупированы, и враг Грузии делает все, чтобы помешать нашему развитию».
К выпадам Михаила Николаевича в адрес Москвы все уже привыкли. Но, похоже, радикализм лидера Грузии не знает предела. «Пусть никто не думает, что Грузия когда-нибудь смирится с оккупацией своих территории, пусть никто не думает, что Грузия не продолжит укрепление государства, пусть никто не думает, что мы, в отличие от прежних позорных правительств, подпишем какой-нибудь новый капитулянтский договор и подпишемся под раздробление территории Грузии», - цитировала газета ВЗГЛЯД недавнее выступление Саакашвили на открытии нового здания МВД. Как выяснилось, в мыслях у президента борьба, которая продолжается и по сей день, а завершится она «полной деоккупацией, освобождением Грузии и выдворением последнего вражеского солдата с территории Грузии».
Неудивительно, что после таких пламенных речей Цхинвал пошел на усиление мер безопасности. Во-первых, МВД республики было переведено на усиленный вариант несения службы. «Данная мера связана с возможностью осуществления террористических актов на территории Республики Южная Осетия, а также в целях надежного обеспечения безопасности граждан республики», - цитировал главу МВД республики Валерия Валиева «Интерфакс». Теперь же Южная Осетия беспокоится об охране государственной границы.
Пока неясно, что в итоге получится из нынешнего противостояния оппозиции и власти в Тбилиси. Накануне на многотысячном митинге за отставку Саакашвили автор гимна современной Грузии Давид Маградзе зачитал обращение общественности, в котором, в частности, говорилось: «Народ пришел сюда для того, чтобы в форме мирного протеста отказаться от расчленения Грузии, террора и насилия. Народ пришел сюда для того, чтобы отказаться от всех тех безобразий, которые это правительство на протяжении нескольких лет внедряло в стране. От всего, что привело нас к трагическим событиям августа 2008 года», - передает «Кавказский Узел».
Что ж, вся оппозиция убеждена, что Абхазия и Южная Осетия потеряны с легкой руки Саакашвили. Другой вопрос: что думают «несогласные» о возвращении этих территорий. Мысли там бродят разные. Вот что говорит, в частности, лидер грузинской партии «Справедливость» Игорь Гиоргадзе: «Я никогда не соглашусь с признанием Абхазии и Южной Осетии как независимых государств, - приводит его слова ИА Regnum. - Но, и это очень существенно, у меня нет никаких аргументов, которые я мог бы выставить против России и ее действий в отношении Абхазии и Южной Осетии. Потому что мы, грузины, сами виноваты в том, что произошло. Мы разрешили нашим правителям проводить нацистскую политику, мы не скинули их, когда они развязывали войны против абхазского и осетинского населения Грузии. Если мы пойдем тем путем, что навязывают нам из-за океана, мы навсегда потеряем не только Абхазию и Южную Осетию, но и другие территории».
Что же до Южной Осетии, то там, укрепляя границы и заботясь об охране порядка, стремятся наладить отношения с ближайшим соседом. 9 апреля, в день начала акций оппозиции, президент республики Эдуард Кокойты выразил готовность идти на контакт с Тбилиси, но только с новой грузинской властью. «Мы устали разговаривать с больными политиками, мы хотим разговаривать с нормальными людьми, с которыми можно договариваться о чем-то. Я хочу, чтобы в Грузии к власти, наконец, пришли разумные люди», - цитирует президента ИА «Рес». По его словам Южная Осетия и Грузия обречены на добрососедство. «Мы обязаны стараться, чтобы наладить нормальные взаимоотношения между нашими народами». Возможно, что это высказывание Кокойты станет лейтмотивом диалога Цхинвала и Тбилиси в будущем. Хотелось бы верить, что в не столь отдаленном.
Артем Горбунов
(фото Reuters)