Возобновление разговоров об "угрозе с Востока" со стороны НАТО вызывает в России недоумение, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
"В условиях, когда военное противостояние на европейском континенте стало немыслимым, разговоры об "угрозе с Востока", как минимум, вызывают недоумение, тем более что разговорами дело не ограничивается: продолжается наращивание военной инфраструктуры на восточных рубежах Североатлантического альянса, проводятся учения по сценарию пятой статьи Вашингтонского договора", — сказал Лавров, выступая в субботу на Мюнхенской конференции по политике безопасности.
Вашингтонский договор о создании НАТО был подписан в 1949 году, а его пятая статья предполагает коллективную оборону.
По словам Лаврова, "тестом на готовность выстраивать в Евро-Атлантике систему равной безопасности для всех является ситуация вокруг планов создания европейского сегмента глобальной ПРО США".
Россия неоднократно заявляла, что значительный прогресс на переговорах по иранской ядерной проблеме позволяет по меньшей мере заморозить создание ЕвроПРО. Однако представители НАТО отвечали, что распространение ракетное угрозы все же сохраняется, а потому проект ЕвроПРО не теряет актуальности. Он также указал, что России только "предлагают поверить на слово, что ЕвроПРО не создает угроз для России", передает "Взгляд".
Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен отметил, что самые важные отношения для НАТО — отношения с Россией, но весь их потенциал по-прежнему не использован. "Из всех партнерских отношений НАТО самые важные — это отношения с Россией, — сказал он. — Но на сегодняшний день мы не используем весь потенциал этих отношений". "Перед нами стоит четкий выбор — холодного, формального сотрудничества или стремления создать конструктивную вовлеченность, предложения стратегического партнерства", — добавил Расмуссен.
"Россия поддерживает нашу операцию в Афганистане, предоставляет транзит, совместно мы обучаем пограничные службы, мы разрабатываем технологии, которые могут остановить террористов, уничтожаем старые образцы оружия, договорились об уничтожении химического оружия в Сирии", - указал генсек. "У нас общие интересы: нам нужна стабильность во всем трансатлантическом регионе", — подчеркнул он.
"Я убежден в том, что-то, о чем мы договорились в Лиссабоне в 2010 году, остается актуальным — это истинное стратегическое партнерство между НАТО и РФ", — отметил Расмуссен.
В то же время, он выразил озабоченность "различием мнений по ряду важных вопросов". По его словам, речь идет о ПРО, развертывании определенных систем вооружений, в частности, комплексов "Искандер" в Калининградской области. "Россия продолжает смотреть как на угрозу на политику "открытых дверей", — сказал Расмуссен. "Никто из нас не хочет восстановить враждебность прошлого, поэтому давайте прекратим использовать формулировки прошлого, — отметил он. — Мы должны прекратить угрожать друг другу и двигаться вперед", передает ИТАР-ТАСС.
В своб очередь, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер подчеркнул, что европейская политика, направленная против России, "не имеет будущего". "Мы стали свидетелями того, что только совместно с Россией мы можем решить проблему Ирана и транспортировку химического оружия Сирии", — сказал он.
"Европейская политика, направленная против России, не имеет будущего", — подчеркнул Штайнмайер. "Нам следует найти точки соприкосновения с Россией", — отметил он, указав, что одновременно "и Москва должна официально сформулировать точки соприкосновения с Европой".
Штайнмайер напомнил, что в этом году отмечается 100-летняя годовщина с начала Первой мировой войны. "Тогда буквально в течение нескольких недель ситуация вышла из-под контроля и мирное сосуществование уступило место насилию", — отметил он.
В настоящее время ситуация в мире меняется, "конфликты приблизились к границам Германии". "Я имею в виду, в частности, и события на Украине", — уточнил министр. "Мы не можем позволить себе позволить терять время и нужно потребовать от президента Януковича пойти на уступки оппозиции", — сказал он.
Глава германского МИД указал на сложность ситуации в Сирии и констатировал "ослабление государственного суверенитета во всем регионе". "Германия должна быть готова к участию на всех этапах урегулирования сирийского кризиса, — сказал Штайнмайер, отметив, что "ответственность должна носить более конкретный характер".