Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон подтвердила, что новый раунд переговоров "шестерки" международных посредников с Ираном начнется 18 февраля.
"У нас была действительно интересная встреча, и самым важным результатом на данном этапе является то, что мы договорились о начале переговоров E3+3 и Ираном 18 февраля в здания ООН в Вене, и я с нетерпением ожидаю совместной работы с вами", — сказала Эштон по итогам переговоров с главой МИД Ирана Джавадом Зарифом, передает "Интерфакс".
В настоящее время к Ирану нет претензий относительно выполнения договоренностей, достигнутых в Женеве в конце прошлого года относительно национальной ядерной программы, заявил директор Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Михаил Ульянов.
"Претензий нет, Иран вполне кооперабелен, — отметил он. — Буквально на днях представители Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) посетили иранскую урановую шахту, что было предусмотрено женевскими договоренностями. Судя по всему, эксперты остались довольны".
"В целом, — сказал дипломат, — после почти двухлетнего застоя диалог между Ираном и МАГАТЭ удалось, наконец, сдвинуть с "мертвой точки". Это касается в первую очередь вопросов, относящихся к предполагаемому военному измерению иранской ядерной программы. Стороны договорились, как выстраивать взаимодействие, и ведут эту работу поэтапно. Словом, диалог идет и развивается нормально".
Коснувшись даты и повестки дня очередной полноформатной встречи представителей Ирана и "шестерки", Ульянов подтвердил, что обсуждалась возможность ее проведения 18 февраля в Нью-Йорке. "Впрочем, — добавил он, — и место, и дата могут сдвигаться, поскольку согласовать графики всех участников довольно сложно".
"На встрече будут обсуждаться контуры всеобъемлющей договоренности по Ирану, — сообщил дипломат. — Это будет свободная, живая дискуссия, в ходе которой любая из сторон может затронуть любую тему. Готовых рецептов нет. Предстоит проделать сложный и долгий путь, прежде чем будет достигнута окончательная договоренность, которая позволит снять проблему с международной повестки дня, прояснить характер дальнейшего развития иранской ядерной программы и обеспечить уверенность в том, что она не будет иметь военного измерения. Одновременно должен быть решен и вопрос о полном снятии санкций в отношении Ирана, введенных как по линии Совета Безопасности ООН, так и в одностороннем порядке", передает ИТАР-ТАСС.
24 ноября Тегеран и главы МИД "шестерки" международных посредников заключили соглашение по иранской ядерной проблеме, которое уже называют историческим. Согласно принятому документу, полномочия МАГАТЭ в сфере надзора за ядерной программой Ирана будут существенно расширены. Иран на полгода заморозит развитие своей ядерной программы, а также свернет строительство реактора в Араке. Исламской республике будет запрещено обогащать уран свыше 5%, а запасы урана с 20-процентным обогащением необходимо будет нейтрализовать. По словам главы Госдепартамента США Джона Керри, впредь Иран сможет обогащать уран лишь при взаимном согласии с международным сообществом.
Взамен Тегеран получит ослабление санкций, касающихся поставок золота, нефтехимии и автомобилей. Санкции США против иранского Центробанка пока останутся в силе, передает РБК.
Между тем, МАГАТЭ придется удвоить количество инспекторов в Иране, чтобы обеспечить надежную верификацию ядерной программы Тегерана в соответствии с женевскими договоренностями.
"Нам нужно удвоить количество персонала, задействованного в верификации, увеличить частоту проверок, которые мы проводим. Эта дополнительная работа потребует увеличения расходов МАГАТЭ на €6 млн в ближайшие полгода", — отметил Амано.
Он также уточнил, "дополнительные затраты — до 500 тысяч евро — будут покрыты за счет возможностей департамента, гарантий безопасности по перепрофилированию деятельности, изменению графика плановых проверок и передислокации персонала". "Но МАГАТЭ потребуется еще 5,5 млн евро взносов на предстоящие полгода", — подчеркнул Амано.
"Я призываю страны, которые в состоянии это сделать, предоставить необходимые финансы", — обратился глава организации к совету, в котором представлены 35 государств. Амано обратил внимание, что "агентство должно иметь возможность адаптироваться к реалиям, поэтому оценки (финансовых затрат) могут быть позже пересмотрены". Кроме того, по его словам, "инспекторы должны получить доступ к дополнительным объектам". "Нам также придется закупить и установить новое оборудование для наблюдения и анализировать большее количество образцов, а объем аналитической работы и отчетов увеличится", — добавил он.