Президент Грузии Георгий Маргвелашвили помилует более 60 заключенных к празднику Крещение Господня. Подписание соответствующего документа планируется на 19 января,
Как сообщил министр по исполнению наказаний Грузии Созар Субари днем 18 января, Субари отметил, что документ о помиловании будет подписан "сегодня или завтра". Однако на данный момент сообщений о подписании амнистии пока не поступало.
Созар Субари также подчеркнул, что после вступления документа о помиловании в силу заключенные выйдут на свободу "в двухчасовой срок". Комиссия по помилованию рекомендовала освободить более 60 человек, в том числе осужденных по "нашумевшим делам".
Заседание комиссии по помилованию, которая в итоге выдала рекомендации по амнистии, состоялось 15 января. Как тогда заявил председатель комиссии Александр Элисашвили, им поступило более 1000 заявок на помилование, но критериям соответствовало лишь 250 из них. Впоследствии список заключенных, рекомендованных к амнистии, сократился до более чем 60 человек, пишет "Кавказский Узел".
30 октября Михаил Саакашвили помиловал 248 заключенных. Согласно указу президента, тюрьмы покинул 181 заключенный. Еще 56 вдвое сократили срок тюремного наказания, пятерым сократили срок, а шестерых сняли с розыска.
Субари, комментируя решение президента, заявил, что Михаил Саакашвили вмешивается в деятельность судебной власти.
"Среди них (помилованных) есть люди, которые ни одного дня не провели в тюрьме, они находятся в розыске, например, брат бывшего министра юстиции Давид Адеишвили, бывший заместитель Бачо Ахалаи (бывший замглавы МВД Николоз Дзимцеишвили). Один из помилованных — человек, который дал неверные показания по делу об убийстве Робакидзе, есть обвиняемые в совершении ограбления", — заявил Субари.
"Это политическое решение и это недоверие по отношению к суду, которым он (Саакашвили), якобы, гордился на протяжении многих лет. Это прямое вмешательство в судебную власть. Правда, у президента есть такое право по закону, но с моральной точки зрения это совершенно неоправданно", — считает Субари.
В ответ глава администрации президента Андро Барнов заявил, что Саакашвили помиловал тех людей, которых он посчитал жертвами политического преследования, передает агентство "Новости-Грузия".
А тогдашний председатель комиссии по помилованию Элене Тевдорадзе заявила, что Саакашвили помиловал не тех, кого ему рекомендовала государственная комиссия.
"Этих людей в списках не было, их нет и в списках тех, кто обратился к президенту за помилованием. Каким образом мы бы рассматривали дело Адеишвили, если он не сидел в тюрьме? Дела нам передают тюрьмы", — сказала Тевдорадзе.
Председатель комиссии утверждает, что Саакашвили поручил главе своей администрации Андро Барнову составлять дополнительные списки. Она напомнила, что до 1 октября 2012 года списки рекомендованных к помилованию заключенных составляла прокуратура.
"Мы работали, часами спорили, а потом оказывалось, что наши списки поступали в прокуратуру. Лица, которым до конца срока оставалось 6 месяцев, год, полтора года оставались в тюрьме, а другие, кому оставалось 17 или 20 лет, оказывались на свободе. Я узнавала об этом по телевидению", — рассказала она.
"Прокуратура меняла наши списки. Свои списки представляла также Патриархия, и если из списка Патриархии, где было 1 200 дел, они убирали двух человек, из нашего списка — всех", — подчеркнула Тевдорадзе.
Кроме того, Саакашвили снял судимость с условно осужденных и лиц, уже отбывших наказание, — всего примерно 18-ти тысяч человек. По мнению экспертов, президент издал этот указ не из соображений гуманизма, а чтобы создать дополнительные трудности своему основному политическому оппоненту Бидзине Иванишвили. А заодно и набрать политические очки.
"Конечно же, Саакашвили делает это вовсе не из гуманных соображений, — сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по политическим вопросам Сосо Цискаришвили. — Какой он гуманист, думаю, все знают. Скорее всего, его мучает совесть, но эти "мучения" очень запоздали".
"В самом процессе помилования я ничего плохого не вижу, но он происходит настолько неорганизованно, что для оформления документов всех людей может понадобиться создание нового органа власти. И это происходит в стране, где 200 бывших политзаключенных до сих пор не реабилитированы судом. Саакашвили пытается таким образом накалить криминогенную обстановку, чтобы затем критиковать власть. Ведь среди 18 тысяч бывших узников явно появятся такие, которые сочтут, что им все сошло с рук, и они смогут и в будущем снять с себя уголовную ответственность. То есть в результате этого помилования будет проигнорирована одна из самых важных функций уголовного наказания — превентивная", — говорит Цискаришвили.