Проверка министерства по исполнению наказаний Грузии, проведенная в связи с заявлением бывшего премьер-министра Вано Мерабишвили о его похищении, не смогла пролить свет на ситуацию, считают грузинские правозащитные организации.
15 января министерство Грузии по исполнению наказания заявило, что проведенная служебная проверка не подтвердила слова Мерабишвили. В декабре он заявил, что главный прокурор страны Отар Парцхаладзе вывез его из камеры и шантажировал. На основе заявления его защиты министерство по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи Грузии начало служебную проверку, которая длилась месяц.
По ее итогам в ведомстве заявили, что им не удалось просмотреть записи с камер наблюдения из той тюрьмы, где содержится в предварительном заключении Вано Мерабишвили, а также с камер, установленных в Департаменте по исполнению наказаний. Как пояснили в министерстве, "находящиеся в этих зданиях средства видеонаблюдения по истечении 24 часов автоматически стирают старые записи из-за записи новой информации". Соответственно, "17 декабря, к моменту, когда Вано Мерабишвили выступил с заявлением, записей 13-14 декабря уже не существовало". Между тем, 23 декабря, перед распространением информации о начале министерством служебной проверки, министр по исполнению наказания Созар Субари заявил, что записи камер слежения сохраняются в течение 10 дней.
Ассоциация молодых юристов Грузии, "Международная прозрачность — Грузия", Международное общество за справедливые выборы и демократию, Фонд развития медиа, Центр по обучению и мониторингу прав человека и Демократическая инициатива Грузии в совместном заявлении отметили, что прокуратуре необходимо "провести полноценное и своевременное расследование".
"Результаты служебной проверки, которая была проведена Генеральной инспекцией Министерства по исполнению наказаний, породили дополнительные вопросы в обществе и еще раз подтвердили необходимость проведения полноценного и своевременного расследования, — говорится в заявлении. — Возникшие подозрения еще более углубили взаимоисключающие заявления министра по исполнению наказания в связи с различными сроками хранения записей с камер слежения, установленных в учреждении исполнения наказания и непосредственно в камере Мерабишвили".
Правозащитники призвали власти к расследованию этого дела, чтобы "дать исчерпывающий ответ на многие легитимные вопросы, возникшие в обществе в связи с этим фактом", передает "Эхо Кавказа".
Напомним, в середине декабря находящийся в заключении бывший премьер-министр Грузии Вано Мерабишвили заявил, что главный прокурор страны Отар Парцхаладзе вывез его из тюрьмы и угрожал смертью близких.
"В пятницу (13 декабря) поздно ночью, примерно в половину второго, меня вывезли из тюрьмы, посадили в машину, накинули на голову мою одежду и отвезли, как я предполагаю, в департамент по исполнению наказаний, где меня встретили два человека, одним из которых был главный прокурор Грузии. Главный прокурор поставил мне ультиматум, если я не буду помогать прокуратуре в раскрытии дела (Зураба) Жвания и не дам номера банковских счетов Михаила Саакашвили, я пожалею", — заявил Мерабишвили в зале суда.
По словам Мерабишвили, Парцхаладзе также пригрозил, что условия содержания генсека ЕНД в тюрьме резко ухудшатся. "Он (Парцхаладзе) сказал мне, что пока правительство Гарибашвили находится у власти, я не выйду из тюрьмы, и он посадит вместе со мной моих друзей, родственников, уничтожит бизнес моих друзей", — добавил Мерабишвили.
"Мне сказали, что в лучшем случае я смогу покинуть страну. Я не слышал, чтобы подобное происходило даже в азиатских странах", — возмутился экс-премьер. Он отметил, что есть много камер видеонаблюдения, которые зафиксировали, как его вывели и завели на территорию тюрьмы.
В ответ главная прокуратура Грузии категорически опровергла обвинения Мерабишвили. "Заявление И. Мерабишвили является абсурдным и не соответствует действительности. Главная прокуратура категорически отрицает факт давления на это лицо и подчеркивает, что после того, как судебный процесс по делу И. Мерабишвили перешел в заключительную фазу, со стороны обвиняемых и их сторонников осуществляются различные действия, которые направлены на введение общества в заблуждение и оказание давления на участников процесса", — говорилось в заявлении прокуратуры.