Парламентская ассамблея Совета Европы в течение двух не будет проводить заседания на территории Грузии из-за того, что власти страны не допустили к наблюдению за президентскими выборами члена мониторинговой миссии ПАСЕ, российского депутата Василия Лихачева.
В октябре депутата Госдумы, члена наблюдательной миссии Совета Европы Василия Лихачева не пустили в Грузию из-за того, что он в 2009 году посещал Абхазию и Южную Осетию, которые Грузия считает своими оккупированными территориями. При этом Василий Лихачев был зарегистрирован ЦИК Грузии в качестве наблюдателя за президентскими выборами в Грузии от ПАСЕ.
Российская делегация в ПАСЕ из-за ситуации с Василием Лихачевым решила поставить вопрос о санкциях Совета Европы по отношению к Тбилиси. В итоге бюро ПАСЕ приняло решение применить санкции в отношении Грузии за создание препятствий в посещении страны.
"Бюро решило, что ПАСЕ и ее комитеты не будут проводить в Грузии ни одной встречи на протяжении двух лет. Данное решение может быть отменено в том случае, если власть Грузии обеспечит свободное перемещение прибывших под эгидой ПАСЕ членов ассамблеи", — говорится в заявлении ПАСЕ, пишет "Кавказский Узел".
В ответ министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе заявила, что решение ПАСЕ не означает завершения отношений с Тбилиси.
"Закон (Об оккупированных территориях), согласно которому у российского депутата не было возможности въехать в Грузию, принят парламентом Грузии, и все должны уважать грузинское законодательство", — заявила Панджикидзе на пресс-конференции. При этом она отметила, что обсуждению данного вопроса было уделено больше времени, чем оно того заслуживало.
"Это было простым соблюдением закона. Совет Европы и раньше вводил подобную санкцию (в отношении Грузии). Это не означает, что на время действия санкции заканчивается сотрудничество между СЕ и Грузией. Это касается только комитетов ассамблеи, а не других форматов отношений Грузии и СЕ", — подчеркнула Панджикидзе.
Закон "Об оккупированных территориях" был принят после военного конфликта в Южной Осетии в 2008 году. Он, в частности, рассматривает въезд в Абхазию и Южную Осетию в объезд грузинских КПП как уголовное преступление, предусматривающее наказание в виде штрафов и тюремного заключения. Согласно недавно принятым смягчающим поправкам, первое нарушение этого пункта закона теперь рассматривается как административное нарушение и карается штрафом, а повторное посещение может повлечь уголовное наказание, передает "Взгляд".
Комментируя ситуацию с Лихачевым, политолог, член Общественной палаты РФ Сергей Марков отметил, что она происходит не впервые.
"Надо сказать, что я сам попал в такую ситуацию примерно три года назад, — рассказал Марков в беседе с GeorgiaTimes. — Я должен был ехать на заседание комитета по правам человека в Тбилиси. И власти Грузии отказали мне во въезде. Я тогда ставил этот вопрос, но, к сожалению, российская дипломатия стала недостаточно активна. Я его поднимал на заседаниях и дисциплинарной сессии ПАСЕ, и комитета. Нас заверили тогда, что ничего подобного больше не повторится, что все будет нормально, не надо драматизировать и так далее, и так далее".
Однако в итоге ПАСЕ простила Грузии грубейшее нарушение норм совета Европы, согласно которому ни одна страна не имеет права не допускать какого-то политического деятеля в соответствии с национальным законодательством, если на этой территории проводится заседание ПАСЕ, на которое она, собственно, и приглашала. "Тогда нас заверили в том, что Грузия будет наказана неформально, что ей на протяжении нескольких лет будет запрещено проводить такие мероприятия. Мы видим, что, к сожалению, попустительство Михаилу Саакашвили продолжается", — констатировал эксперт.
По мнению эксперта, таким поведением Грузия не просто "грубит" международному сообществу — она "истерит", демонстрируя тем самым собственную слабость. Причем никаких позитивных изменений с приходом к власти оппозиционной Саакашвили коалиции "Грузинская мечта" не произошло, и новый кабинет министров повторяет те же самые грубые ошибки, нарушающие регламент Совета Европы. "Надо приостанавливать членство Грузии в Совете Европы. Я считаю, что российская власть должна быть более активна", — подчеркнул Марков.
Что касается закона об оккупированных территориях, то он лжив даже в своем названии, отмечает эксперт. "Грузия прекрасно понимает, что это не какую-то часть Грузии оккупировали русские войска, а сами абхазы не хотят жить с грузинами. И этот лживый и антиправовой закон должен быть отменен", — подчеркнул он.