Иран ни при каких условиях не согласится на ликвидацию своих ядерных объектов, заявил президент Хасан Роухани.
"Сто процентов нет", — сказал Роухани в интервью газете Financial Times, отвечая на вопрос, допустит ли Тегеран уничтожение своих ядерных объектов. Президент в очередной раз подчеркнул, что военная стратегия Исламской Республики не предусматривает разработку ядерного оружия, и сообщил о намерении Ирана продолжать обогащение урана в мирных целях.
"Проблемы между Ираном и США очень сложны и не могут быть решены в короткий период времени. Несмотря на эти сложности, за последние 100 дней появилась некоторая открытость, которая может усилиться в дальнейшем", — заявил Роухани Financial Times, передает Trend.
24 ноября Тегеран и главы МИД "шестерки" международных посредников заключили соглашение по иранской ядерной проблеме, которое уже называют историческим. Согласно принятому документу, полномочия МАГАТЭ в сфере надзора за ядерной программой Ирана будут существенно расширены. Иран на полгода заморозит развитие своей ядерной программы, а также свернет строительство реактора в Араке. Исламской республике будет запрещено обогащать уран свыше 5%, а запасы урана с 20-процентным обогащением необходимо будет нейтрализовать. По словам главы Госдепартамента США Джона Керри, впредь Иран сможет обогащать уран лишь при взаимном согласии с международным сообществом.
Взамен Тегеран получит ослабление санкций, касающихся поставок золота, нефтехимии и автомобилей. Санкции США против иранского Центробанка пока останутся в силе, передает РБК.
Соглашение подверглось жесткой критике со стороны Израиля, где его назвали "плохой сделкой". Власти Израиля подчеркнули, что соглашение не накладывает каких-либо обязательств на еврейское государство и напомнили о своем праве на самозащиту.
"Это плохая сделка. Она дает Ирану именно то, чего он добивался, — существенное снижение бремени санкций и сохранение самых значимых элементов его ядерной программы… Экономическое давление на Иран могло бы привести к соглашению на гораздо более выгодных условиях, которое бы ликвидировало его ядерный потенциал", — цитируют СМИ неназванные источники в аппарате Нетаньяху. Ожидается, что сам глава правительства выскажется о женевских соглашениях на воскресном заседании правительства.
Глава МИД Израиля Авигдор Либерман назвал сделку "величайшей дипломатической победой Ирана" и пообещал, что в этой связи кабинет будет принимать "ответственные и независимые" решения, не исключая никаких вариантов. В прошлом лидеры еврейского государства, которое в зарубежных СМИ называют единственной ядерной державой Ближнего Востока, не раз публично говорили о возможности самостоятельного применения силы для нейтрализации атомной угрозы со стороны Ирана. Сами иранцы категорически отрицают наличие военной компоненты в своей ядерной программе.
"Ответственность за безопасность еврейского народа и граждан Израиля лежит целиком на израильском правительстве… Все решения в этой связи будут приниматься независимо и ответственно", — сказал Либерман, выступая в эфире радиостанции "Коль Исраэль", передает "Взгляд".
Зато Москва приветствовала заключенное соглашение. Как заявили сегодня в МИД России, соглашение Ирана и "шестерки" — признание безусловного права Тегерана на развитие мирной ядерной программы под строгим международным контролем.
"Только что завершившиеся переговоры по иранской ядерной программе позволили решить одну из крупных задач мировой политики, — констатировали в министерстве. — В результате интенсивных усилий делегаций Великобритании, Германии, Китая, России, США, Франции и Ирана выработан рамочный документ, успешная реализация которого позволит снять ряд серьезных озабоченностей относительно характера и направленности проводимых Ираном работ в ядерной области. Документ открывает перспективу реализации в полном объеме всех неотъемлемых прав Ирана как страны-участницы Договора о нераспространении ядерного оружия".
"В соглашении предусмотрен ряд конкретных мер по расширению транспарентности иранской ядерной программы, которые будут предприняты в тесном взаимодействии с МАГАТЭ, в течение шести месяцев, — пояснили в МИД РФ. — Параллельно с осуществлением первоочередных шагов продолжится работа по согласованию окончательного всеобъемлющего решения, которое закроет все проблемы, связанные с иранской ядерной программой". В Москве рассчитывают "на понимание и поддержку этих усилий со стороны всего международного сообщества".
"Работа была длительной и сложной, но в итоге здравый смысл возобладал, — отметили в дипведомстве. — Результат Женевы — это выигрыш для всех".