Среди оппозиционеров Сирии нет единого мнения с по участию в "Женеве-2" и по будущему страны в целом, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
"Вроде бы есть общее согласие с тем, что Женевское коммюнике от 30 июня 2012 года является общепризнанным "критерием истины" в поисках путей урегулирования сирийского кризиса. Но на деле не проявляется готовность некоторых групп оппозиции к тому, чтобы работать на основе коммюнике без каких-либо дополнительных предварительных условий", — заявил Лавров в интервью программе "Постскриптум" на ТВЦ.
Вторую конференцию в Женеве предполагается созвать для того, чтобы сами сирийцы — через диалог правительства и оппозиции, определили будущее своей страны. "Это должно быть сирийским решением, а внешние игроки должны этому помогать. Никаких условий о том, кто будет рассматриваться в качестве кандидатов на место в будущих органах управления САР, в Женевском коммюнике не содержится", — подчеркнул Лавров.
Министр отметил, что накануне Национальная коалиция заявила о намерении участвовать в конференции, однако с условием, что на каком-то этапе президент Сирии Башар Асад "исчезнет". "Это идет вразрез с Женевским коммюнике, которое предварительных условий не предполагает. Это и не реалистично, ведь чтобы понять, какие имеются перспективы урегулирования, нужно сесть за стол переговоров, посмотреть друг другу в глаза и уже тогда начинать искать компромиссы", — считает Лавров.
Он также подчеркнул, что помимо Национальной коалиции, состоящей, в основном, из давно эмигрировавших из Сирии в Европу и другие страны деятелей, есть и структуры, в которые входят те, кто "никогда не покидал территорию Сирии и работает в оппозиции, которая не лояльна режиму".
"Есть оппозиция, которая готова сотрудничать с нынешним правительством, но есть и те, кто считает важным именно договариваться о каких-то новых переходных формах и усматривает в Женевском коммюнике хорошую возможность для начала движения на этом пути. Тем более, что сирийский режим высказал готовность позитивно откликнуться на российско-американскую инициативу о созыве "Женевы-2" и работать именно на основе того самого прошлогоднего коммюнике без каких-либо дополнительных условий", — сказал Лавров, передает Trend.
Он отметил, что сирийский кризис имеет ярко выраженное внутриисламское измерение, поэтому "представительство всех направлений ислама принципиально важно". "Иран, Саудовская Аравия — это две страны, которые сейчас ассоциируются с главными спонсорами различных воюющих друг с другом в САР сторон. Особенно важно, что ИРИ воспринимается как лидер шиизма в исламе, а Саудовская Аравия — как неоспоримый лидер суннитов", — подчеркнул Лавров.
По словам министра, раскол несет в себе колоссальную угрозу безопасности далеко за пределами региона Ближнего Востока. Поэтому на конференции в Женеве должны присутствовать и другие важные представители исламского мира и исламских организаций, заявил он.
"Очень важно пригласить дополнительно делегацию Индонезии как крупнейшей мусульманской страны, и она хочет присутствовать на этой конференции, осознавая свою ответственность за положение внутри исламского мира. А также необходимо позвать руководство Организации исламского сотрудничества (ОИС), которая объединяет всех без исключения мусульман", — отметил глава МИД РФ.
Лавров добавил, что Россия готова оказывать большее влияние на сирийскую оппозицию для ее участия в мирной конференции "Женева-2". "Для того чтобы помочь нашим западным коллегам, которые взялись привезти оппозицию в Женеву на вторую конференцию, мы готовы использовать свои отношения с оппонентами режима, которые мы никогда не прерывали", — подчеркнул Лавров.
Лавров напомнил, что с самого начала кризиса в Сирии Россия выступала за проведение диалога между всеми оппозиционными группами. Он подчеркнул, что шансы на успешное проведение конференции остаются, но еще есть страны, которые не готовы содействовать ее подготовке.
"Отвечая на вопрос о том, есть ли у нас шансы, отвечу, что они есть, поскольку российско-американская инициатива — это солидное предложение, воспринятое и получившее поддержку подавляющего большинства государств мира. Действительно, есть очень незначительное число стран, их меньшинство, хотя и достаточно влиятельных в том, что касается сирийского кризиса и положения в регионе, которые поддержат эту инициативу "сквозь зубы", и на практике, мягко говоря, не готовы содействовать ее реализации", — заявил Лавров.
С сомневающимися, по словам Лаврова, работа будет продолжена. Их нужно убедить в том, что "любое урегулирование, которое не будет опираться на консенсус всех сирийских сторон, включая представителей режима, не может быть устойчивым, долгосрочным, и все равно будет чревато рецидивами возобновления кризиса и вооруженной борьбы", — подчеркнул министр.
"В том, что касается нас и правительства Сирийской Арабской республики, сроки конференции могут быть объявлены в любой момент", — уверен глава МИД России, передает "Взгляд".