Не менее 32 человек погибли, около 400 получили ранения в ходе столкновений ополченцев и протестующих в столице Ливии Триполи.
Тысячи людей собрались в пятницу возле штаб-квартиры ополченцев в Триполи с требованием прекратить бесчинства и покинуть занимаемые ими здания в ливийской столице. Сначала ополченцы сделали несколько предупредительных выстрелов в воздух, но люди продолжили двигаться к зданию. После этого по демонстрантам был открыт огонь из пулеметов и гранатометов. Как сообщает агентство Франс Пресс, в ходе столкновений неизвестные вооруженные люди подожгли штаб ополченцев.
По словам премьер-министра страны Али Зейдана, акция была согласована с властями. "Демонстрация была мирной и была разрешена министерством внутренних дел, но когда протестующие вошли в район Гаргур, по ним был открыт огонь", — заявил он. После инцидента глава правительства потребовал вывести из Триполи "все без исключения" вооруженные отряды. По словам Зейдана, оружие в руках людей, не являющихся военнослужащими или полицейскими, представляет опасность. "Все ополченцы должны покинуть Триполи, без исключений", — заявил премьер.
Местные жители отправились на акцию протеста после того, как их к этому призвал имам во время пятничной молитвы. Их недовольство было вызвано вспышками насилия, которые произошли в столице накануне, и к которым, по мнению участников акции, были причастны ополченцы, передает Trend.
Спустя два года после победы так называемой революции 17 февраля и завершения гражданской войны, приведшей к свержению и убийству Каддафи, новые власти страны, несмотря на все попытки, оказались не в состоянии навести порядок. В Ливии продолжают действовать отряды бывших ополченцев, в том числе и радикальных исламистов, не подчиняющихся центру и устанавливающих свои законы на подконтрольных им территориях.
После падения прежнего режима переходные власти поручили некоторым группам экс-революционеров охрану границ, тюрем и жизненно важных объектов инфраструктуры, в том числе нефтяных. За это им выплачивается солидное жалованье. Такая ситуация, по сути, привела к тому, что сражавшиеся на стороне прозападной оппозиции вооруженные отряды получили практически легитимный статус. По-прежнему имея в своих руках огромные арсеналы и чувствуя безнаказанность, они отказываются разоружаться и действуют только по указам своих полевых командиров. Многие из них заявляют, что "революция еще не закончилась", и они будут продолжать борьбу с оружием в руках до победного конца.
Наглядным подтверждением царящих в Ливии безвластия и хаоса стал произошедший 10 октября в Триполи инцидент с захватом повстанцами премьер-министра Али Зейдана. Именующая себя "Оперативным штабом ливийских революционеров" группировка, похитив из столичной гостиницы главу кабинета, утверждала, что ее бойцы имели ордер генпрокуратуры, а арест премьера был санкционирован в рамках статей Уголовного кодекса в отношении преступлений, "угрожающих существованию государства и наносящих вред госбезопасности", передает ИТАР-ТАСС.
Вот, что рассказал корреспондент телеканала Russia Today на арабском языке Ашраф Эль Саббах: "Я получил очень много информации, когда я был там, о том, что именно эти группировки отправляли боевиков и террористов в Сирию. Эти ребята тоже тренированные, вооруженные. Самое страшное, что они были информированы. У них источник информации прямо из центральной власти. Сейчас что происходит? Сначала убили американского посла. Американцы реагировали как-то непонятно, но отношения продолжались. А теперь инцидент с российским посольством. Даже в Иране, когда произошло нападение на посольство Америки в Иране, они не использовали оружие вот таким образом".
Основной источник доходов Ливии — добыча нефти. Сейчас она серьезно упала. Почему — рассказал директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО Вениамин Попов.
"Сейчас добывается половина того, сколько добывалась при Каддафи. Почему? Потому что различные группировки конкурируют между собой за то, чтобы получать доходы с этих скважин себе. И поскольку уже нет реальной армии, она распалась, и полиции, то там каждый день кого-то убивают или происходят какие-то стычки между этими вооруженными отрядами. Поэтому, хоть власти и пытаются как-то охранять нефтепромыслы, добыча резко сократилась. Так, что некогда благополучная страна уже два года находится в состоянии полураспада. Когда нет безопасности — нет ничего. Нет жизни, нет экономики, нет нормального существования", — отметил Попов, пишет "Бизнес-ФМ".