Переговоры о безопасности между главой Государственного департамента США Джоном Керри и президентом Афганистана Хамидом Карзаем зашли в тупик.
Госсекретарь США Джон Керри прибыл в Афганистан с необъявленным визитом в пятницу и встретился с президентом страны Хамидом Карзаем. Керри и Карзай обсудили заключение двустороннего соглашения о безопасности, переговоры по которому стартовали в начале этого года.
В ходе переговоров должно быть принято решение о численности и составе американских сил, которые останутся в Афганистане после вывода основного контингента НАТО, запланированного на конец 2014 года. В июне Кабул приостановил переговоры, возмутившись позицией США, которые планировали обсудить вопросы национального примирения в Афганистане с представителями движения "Талибан". Позже в октябре спецпредставитель генсека ООН по Афганистану Ян Кубиш заявил, что переговоры между Афганистаном и США находятся в завершающей стадии.
Керри рассчитывал сломить упорство Карзая, но за два дня прогресс не был достигнут, хотя накануне неназванные американские чиновники заявляли, что стороны достигли определенного результата. Кабул по-прежнему настаивает на том, что американских граждан, совершивших преступления на территории Афганистана, должны там же и судить. В Вашингтоне считают, что подозреваемых надо отправлять на родину, сообщает агентство Reuters.
Еще одним противоречием стало желание США проводить при необходимости самостоятельные контртеррористические операции на территории Афганистана. Карзаю они крайне невыгодны, поскольку в ходе подобных рейдов нередко гибнут мирные жители, а отвечать за них приходится именно президенту.
Ранее на этой неделе президент Афганистана раскритиковал деятельность международной коалиции, которая более десяти лет находилась в стране, но, по его мнению, так и не смогла наладить работу механизмов, обеспечивающих безопасность в регионе.
Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен не стал комментировать заявления Карзая. "В ходе многолетней операции в Афганистане достигнут выдающийся прогресс, и этого отрицать нельзя. В ходе моих встреч с афганцами они благодарили за наше присутствие, за все то, что нами сделано", — сказал Расмуссен журналистам в Брюсселе.
Отметим, что для США чрезвычайно важно достичь договоренностей с Афганистаном до новых президентских выборов, поскольку есть серьезный шанс, что Карзай их не выиграет. При этом они готовы терпеть высказывания афганского президента о том, что коалиционные войска принесли народу лишь страдания. Главное для Вашингтона — добиться договора, который позволит вывести войска из Афганистана, но при этом сохранить контроль над этой страной.
Одновременно Талибан по-прежнему заявляет, что будет добиваться свержения "марионеточного режима", обещая наступление сразу после ухода американцев.
Между тем, глава МИД РФ Сергей Лавров считает, что власти Афганистана не смогут обеспечить безопасность в стране после вывода коалиции международных войск, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
"Вывод международных сил безопасности объяснен тем, что к тому времени, к концу следующего года, афганские силы безопасности, афганская армия будет в состоянии взять под свой контроль закон и правопорядок в стране. До сих пор тенденция противоположная этому. Чем ближе дата вывода войск, тем больше доказательств тому, что афганские силы безопасности, не будут готовы", — сказал Лавров.
По его словам, заигрывания с талибами, которые хотят говорить только с США в обход правительства Афганистана, могут привести к новому конфликту в стране. "Существуют серьезные проблемы в сфере безопасности, проблемы с талибами, которые не хотят вовлекаться в национальный диалог с правительством, которые хотят разговаривать только с американцами, что неприемлемо для правительства по очевидным причинам", — сказал Лавров.
"Из-за этих промедлений и заигрываний с талибами в обход афганского правительства мы все ближе к ситуации, когда талибы не будут даже интересоваться обсуждением правительства национального единства; их будет интересовать только захват власти, на сто процентов, а это будет поводом для еще одной войны в Афганистане", — добавил российский министр.