"Восточное партнерство" продолжится после саммита в Вильнюсе - глава МИД Эстонии

Программа Восточного партнерства Евросоюза не завершится с подписанием договора об ассоциации и свободной торговле с Украиной и парафированием аналогичных договоров с Молдавией и Грузией в ноябре в Вильнюсе, заявил министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт.

"Программа Восточного партнерства наверняка продолжится. В ее реализации проявляется, так сказать, различная активность, многое здесь зависит от того, что хотят сами эти государства. Например, Украина, Грузия и Молдова хотят более тесных отношений с ЕС", — сказал министр.

"Остальные государства были более сдержанными, самой сдержанной была Белоруссия. Но есть некоторые аспекты, когда и они считают, что отношения с ЕС могли бы строиться на некоей системной базе. Так что, в конце концов, содержание этой программы зависит в очень большой степени от того, что-то или иное государство само хочет, сколь тесные отношения желает наладить с ЕС и в каких областях. Ясно, что уже сейчас среди этих шести государств амбиции различные", — сказал Паэт, добавив, что многое в этом вопросе зависит и от позиции Евросоюза.

Глава МИД Эстонии пока не смог сказать, которое из шести государств, участвующих в программе, будет готово вскоре подписать договоры об ассоциации и торговле.

"Пока я этого сказать не могу. Все зависит от собственного развития этих государств. Сегодня этот диапазон очень широк. Если мы говорим, что с Украиной уже можно заключить договор, то с Белоруссией проблемы очень большие. Так что во многом все зависит от развития государств партнерства и от того, каким они видят свое будущее в отношениях с ЕС", — сказал он.

"Обозначать пока последующие сроки бесполезно. Сейчас конкретно известно, что если будут парафированы соглашения с Молдовой и Грузией, то следующим этапом станет подписание договоров с ними. Надеемся, это произойдет в течение будущего года. Если эти договоры будут подписаны, последует стадия ратификации. Их должны будут ратифицировать все государства ЕС, а также сами государства программы партнерства", — заявил Паэт, передает "Интерфакс".

В конце июля Грузия и Евросоюз успешно завершили переговоры о зоне свободной торговли, которая является частью Соглашения об ассоциации между двумя сторонами. Политолог, специалист по Кавказу, руководитель аналитического агентства Alte Et Certe Андрей Епифанцев развеял опасения журналистов, предрекающих, что теперь все грузинские товары будут продаваться в Европе, и рассказал, какие перспективы открываются перед Грузией в этой связи.

"Во-первых, соглашение о зоне свободной торговли может существовать независимо от соглашения об ассоциированном членстве, что сейчас и происходит, — говорит Епифанцев. — По сути, Грузия была готова приступить к соглашению об ассоциированном членстве при Михаиле Саакашвили. Но после прихода Иванишвили, при увеличении противоречий внутри грузинского истеблишмента, эти вопросы снялись. Произошло некое понижение градуса переговоров, которые сейчас завершились соглашением о зоне свободной торговли".

Глава МИД Грузии Майя Панджикидзе уверена: соглашение позволит Грузии стать частью общего европейского экономического пространства. "Это означает, что Грузия станет привлекательной для иностранных инвесторов, так как те, кто будет вкладывать средства в Грузию, смогут пользоваться не только маленьким рынком Грузии или региона, но и рынком всего Евросоюза", — говорит министр иностранных дел.

Епифанцев поясняет: само соглашение о не предусматривает того, что больше грузинских товаров будет продаваться на рынках Европы.

"В соответствии с этим соглашением, снимаются некие ограничения и уменьшается количество правил. И в случае, когда снимаются барьеры, выигрывает не каждый участник, а только сильный участник. То есть лучшие товары, товары по более низкой цене, более качественные, будут продаваться на рынках других стран, в то время как товары с меньшими потребительскими качествами продаваться не будут. Это мы видим уже сейчас, когда в том же самом ЕС страны, вступившие в Евросоюз, в основном бывшего советского блока — Болгария, Польша, — они страдают. Оказалось, что их экономика не конкурентоспособна. И соглашение с ЕС практически убило местного производителя, заполнив рынки этих стран европейскими товарами", — рассказал эксперт.

Не исключено, и даже предполагается, что Грузию ждет то же самое, говорит он. "Тем более, что у Грузии, в отличие от Болгарии, своих товаров практически не осталось. Если посмотреть на структуру грузинского экспорта, мы увидим, что в первую очередь это продукция обрабатывающей промышленности — ферросплавы и так далее. Они, может, и будут находить покупателя. Те же самые конкурентные товары — зелень, орехи, вино — их процент очень невелик в общей структуре грузинского экспорта. Так что не факт, что при вступлении Грузии в соглашение о торговле больше грузинских товаров будет продаваться в Европе", — отметил аналитик.