Президент Грузии Михаил Саакашвили отказался извиняться за скандальную речь в Генассамблее ООН, вынудившую российскую делегацию покинуть зал.
Саакашвили заявил, что он выступил так, как того требовали международные амбиции его страны. Он подчеркнул, что никогда не извинится "за то, что мы не легли под оккупанта".
В интервью телекомпании "Имеди" политик отметил, что президент России Владимир Путин пытается наказать Грузию за то, что она имеет политические амбиции. Саакашвили также считает, что власти Грузии не должны публично признавать, что война 2008 года случилась по вине Тбилиси, пишет "Росбалт".
Последнее выступление Михаила Саакашвили как президента Грузии в ГА ООН было прямо нацелено против России и российского руководства. Он не только вновь заявил, что Россия оккупирует Абхазию и Южную Осетию, и раскритиковал идею Евразийского союза, но и обвинил власти РФ в давлении на все "страны периферии", которые когда-то входили в СССР.
Досталось и Владимиру Путину, который, по словам Саакашвили, "через несколько лет уйдет из Кремля и исчезнет из российской политики". "Российские граждане будут помнить его как призрак старых времен — времен коррупции и подавления. Никто не знает, будет ли этот процесс мирным или насильственным, будет ли его последователь националистом или либералом или тем и другим, но важно то, что Россия перестанет тогда быть империей, она станет нормальным государством", — пообещал президент Грузии.
Делегация России не стала выслушивать весь перечень упреков, и демонстративно покинула зал. Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин назвал выступление грузинского президента "набором бредовых измышлений". "На этот раз это было даже не выступление, а набор бредовых измышлений, носивших не просто антироссийский, а русофобский и антиправославный характер. К счастью для грузинского народа, близок закат политической карьеры этого человека, чье психическое состояние требует профессиональной оценки", — сказал он.
В Грузии речь Саакашвили "на ура" восприняло не только родное "Нацдвижение", но и правящая коалиция.
"Видимо, он осознал, что международная трибуна — не лучшее место для демонстрирования внутреннего противостояния или его внутреннего настроя. Поэтому, хорошо, что он уделили этому меньше внимания и не продолжил разговор своей обычной риторикой. Главный акцент, который был сделан — внешний курс нашей страны, который неизменен, и угрозы, которые есть исходя из нашей реальности", — заявила депутат от большинства, председатель парламентского комитета по защите прав человека Эка Беселия.
По словам депутата от меньшинства Георгия Канделаки, выступление главы государства было полностью в интересах Грузии.
"Выступление президента Саакашвили было переполнено мыслями о защите интересов Грузии. В выступлении президента очень четко была сформулирована одна простая истина, что сегодняшнее руководство России враждует в целом с идеей сильного правительства в любой соседней стране, в том числе, в первую очередь, в Грузии… В действительно, то, с чем враждовала Россия в Грузии было, есть и будет — успешная государственность", — заявил Канделаки, передает агентство "Новости-Грузия".
Журналист Константин Эггерт в беседе с газетой "Коммерсантъ" отметил, что речь Саакашвили — это не только его политическое завещание, но и заявка на будущее.
"Наверное, российская делегация должна была покинуть зал — так принято в случае прямой критики главы государства или политики правительства. Часто так бывает, потому что там была довольно прямая критика президента Владимира Путина. Но, если честно сказать, ничего нового. Позиция Саакашвили довольно твердая. И надо сказать, что эта речь, в общем, довольно-таки неплохо написана, с чисто ораторской точки зрения, довольно логично и четко выстроена. Я бы сказал, что это была крайне неприятная речь для российской делегации", — сказал он.
"Я думаю, что эта очень резкая, недипломатичная критика в адрес российской политики и лично Владимира Путина, конечно, больше всего задела российскую делегацию. Кстати, думаю, что если бы нечто подобное, например, президент России произнес бы в отношении президента Обамы, то, наверно, американская делегация тоже вышла бы из зала заседания Генеральной ассамблеи", — отметил эксперт.