Верховный духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи сегодня утвердит в должности президента 64-летнего Хасана Роухани. Это станет первой частью церемонии инаугурации новоизбранного главы государства.
Инаугурация президента Ирана состоит из двух этапов и проводится в разные дни. Первый этап — передача власти от действующего президента новоизбранному, так называемая, "церемония утверждения в должности", которая проходит в присутствии Верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, главы всех ветвей власти Исламской Республики, а также представителей военной элиты страны.
Она состоится в хосейние имама Хомейни (особое место, в котором, как правило, происходит обряд оплакивания имама Хосейна: у мусульман шиитского толка — один из борцов и мученик за веру, а также потомок пророка) в районе Джамаран на севере Тегеране, где расположен дом лидера исламской революции 1979 года в Иране Рухоллы Хомейни.
В соответствии с иранской конституцией, Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи должен утвердить указ о вступлении избранного президента в должность. С этого момента начинается четырехлетний срок Хасана Роухани на посту главы исполнительной власти страны.
Вторая часть инаугурационной церемонии — приведение к присяге президента Ирана, в которой примут участие представители более 50 стран, проходит в иранском парламенте, где глава исполнительной власти Исламской Республики должен произнести слова клятвы перед народными избранниками.
Намерение присутствовать на инаугурации нового президента Ирана подтвердили 13 глав государств и правительств, а также пять спикеров парламентов и шесть глав МИД. Россию на церемонии, которая состоится 4 августа, будет представлять председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин. Там будут присутствовать президенты Армении, Афганистана, Гвинеи-Бисау, Ливана, Казахстана, Пакистана, Таджикистана, Того, Туркменистана, а также премьер-министры Свазиленда и Сирии, спикеры парламентов Азербайджана, Алжира, КНДР, Республики Конго и Омана.
По заявлению командующего Силами охраны правопорядка Ирана Исмаила Ахмад-Могаддама, иранские власти предприняли беспрецедентные меры для обеспечения безопасности при проведении двух этапов церемонии инаугурации.
В течение двух недель после официального вступления в должность президент должен представить для утверждения в парламенте новый состав правительства. В свою очередь, парламент должен в течение десяти дней после представления рассмотреть кандидатуры министров, передает Trend.
Ходжатольэслам (духовный сан у мусульман-шиитов) Роухани, неожиданно легко обошедший всех своих конкурентов на состоявшихся 14 июня выборах, победив в первом туре, — далеко не новичок в политике. Он участвовал в революционном движении, занимал различные посты в правительствах, неоднократно избирался депутатом парламента, в последние годы входил в состав влиятельных Совета по целесообразности принимаемых решений и Совета экспертов, представлял духовного лидера в Высшем совете национальной безопасности.
В мире у Роухани сложился образ гибкого политика, близкого к реформаторским кругам. Своими целями во время предвыборной кампании он называл "восстановление экономики, обеспечение нравственности, взаимодействие с внешним миром".
На Западе и в самом Иране, в частности, возлагают надежды, что при новом президенте страны удастся решить проблему иранской ядерной программы, что путем прагматической внешней политики он добьется улучшения отношений с Евросоюзом и США и отмены международных санкций.
Ранее некоторые эксперты назвали новоизбранного президента Ирана "анти-Ахмадинежадом", комментируя его стремление скорректировать политику предшественника. Роухани не исключает диалога с США, правда, при соблюдении ряда условий, заявляя о готовности к большей открытости по ядерной программе, а прошедшие в стране выборы считает "началом новой эры для Ирана". В свою очередь, российские эксперты в целом скептически отнеслись к обещаниям нового главы Ирана: по их мнению, новая внешнеполитическая стратегия Тегерана будет примерно такой же, как и при Махмуде Ахмадинежаде, а вот стиль внешнеполитического поведения будет "мягче".
Как считают политологи, ожидать решительного поворота в политике Исламской Республики не приходится. Роухани — плоть от плоти исламского политического истеблишмента, он никогда не пойдет и не сможет пойти против воли верховного лидера ИРИ и стоящего за ним высшего духовенства. Будущий президент уже доказал свою верность основным принципам иранской революции, в частности, за день до вступления в должность подвергнув критике израильскую оккупацию палестинских территорий, передает ИТАР-ТАСС.