Вопрос сокращения стратегических наступательных вооружений (СНВ) придется рассматривать не только с официальными ядерными державами, но и со всеми странами, владеющими атомным оружием. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
По словам Лаврова, сейчас самое главное — это выполнить договор СНВ, который уже подписан, ратифицирован и исполняется.
"Пройдет еще несколько лет, прежде чем мы достигнем тех уровней, которые в нем предусмотрены. И, конечно, помимо многочисленных факторов, влияющих на стратегическую стабильность, нужно учитывать еще и то, что дальнейшие шаги, которые могут предлагаться по сокращению собственно стратегических наступательных вооружений, придется рассматривать в многостороннем формате, потому что дальнейшее понижение будет выводить нас на уровень, сопоставимый с ядерными арсеналами других стран помимо России и США. И я имею ввиду не только официальные ядерные державы, но все государства, у которых есть ядерное оружие", — сказал Лавров в эфире программы "Вести в субботу".
Он отметил, что США понимают позицию России о необходимости учитывать факторы ПРО, оружия в космосе и дисбаланса обычных вооружений при сокращении СНВ. "Президент (США) Барак Обама сказал, что он понимает необходимость учета всех этих факторов при обсуждении дальнейших шагов по сокращению ядерных вооружений", — сказал Лавров.
Он напомнил, что "Обама на встрече "на полях" саммита "восьмерки" в общих чертах упомянул, что в Берлине будут излагаться оценки администрации (США), которые будут заключаться в том, что можно безболезненно еще сократить стратегические наступательные вооружения при понимании, что Россия поступит таким же образом".
"В ответ президент РФ Владимир Путин подтвердил нашу позицию о том, что при рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать все без исключения факторы, влияющие на стратегическую стабильность, включая ПРО, оружие в космосе (против этого выступают Россия и Китай, которые внесли проект договора на Конференции по разоружению), включая стратегические вооружения в неядерном оснащении, а также имея в виду, что в сфере обычных вооружений сохраняется очень серьезный дисбаланс", — добавил Лавров.
Договор СНВ-3 был подписан в Праге 8 апреля 2010 года и вступил в силу 5 февраля 2011 года. Срок его действия — десять лет.
Президент США Барак Обама, выступая 19 июня в Берлине с речью по вопросам разоружения, заявил, что США намерены провести переговоры с Москвой о сокращении ядерных потенциалов на треть от уровня нового договора СНВ, а также высказался за сокращение американских и российских тактических вооружений в Европе. Кроме этого, Обама заявил о намерении добиваться ратификации США Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и призывал к этому и другие страны.
Путин сообщил, что Москва согласна с необходимостью сокращать стратегические вооружения, но считает, что делать это должны все участники ядерного клуба. По его словам, сейчас не только США, но и другие государства активно совершенствуют наступательные вооружения, передает "Взгляд".
А замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков отметил, что Россия не может постоянно договариваться с США о сокращениях ядерных вооружений на фоне расширения и ядерного, и ракетного потенциала других стран.
"Мы не можем до бесконечности в двустороннем порядке с США договариваться о сокращениях и ограничениях ядерных вооружений в ситуации, когда в целом ряде других стран происходит расширение и ядерного, и ракетного потенциала. То есть придание процессу разоружения многостороннего характера становится все более насущной задачей", — сказал Рябков радиостанции "Голос России".
Замминистра отметил при этом, что в принципе считает вполне достижимой задачу полной ликвидации ядерного оружия. "Ядерный ноль" возможен, и об этом говорили даже те, кто в 60-х — начале 70-х годов прошлого века приступили к разработке фундаментального договора о нераспространении ядерного оружия. Я хочу сказать, что Россия полностью привержена своим обязательствам и по шестой статье ДНЯО, никогда не уходила и не будет уходить от разговора о "ядерном нуле". Но это не может быть самоцелью и не может стать самодостаточной, самодовлеющей задачей, иначе мы просто подорвем основы национальной безопасности", — отметил Рябков, передает Trend.