Собрание чиновников нельзя назвать съездом ингушского народа, а потому отказ от проведения прямых выборов президента республики можно считать недействительным, заявил лидер общественного движения "Вайнах" Башир Плиев.
Съезд народа Ингушетии прошел 20 апреля в станице Нестеровская Сунженского района. Большинство делегатов на нем поддержали избрание главы республики через парламент. Также в конце апреля депутаты народного собрания Ингушетии приняли в первом чтении законопроект, в соответствии с которым глава республики назначается путем парламентского голосования. Ингушетия стала, таким образом, вторым после Дагестана регионом, где парламент проголосовал за отказ от прямых всенародных выборов.
"Свое слово в этом вопросе должен сказать ингушский народ, а не кучка чиновников. И это возможно сделать только проведя референдум", — сказал Плиев. В связи с этим общественное движение "Вайнах" выступило с инициативой провести в Ингушетии референдум по вопросу предстоящих выборов.
Член инициативной группы по подготовке и проведению конгресса ингушского народа Дауд Хучиев рассказал, что предложение о проведении референдума одобрено инициативной группой и этот вопрос будет одним из главных, который планируется обсуждать на конгрессе.
Ингушский национальный конгресс состоится 9 июня в Москве. "Мы рассчитываем, что в конгрессе примут участие граждане Ингушетии, представители политических партий, общественных и политических движений республики, а также ингушских национально-культурных объединений в России и СНГ — всего около 350 делегатов", — заявил председатель оргкомитета конгресса Илес Татиев.
Ранее глава республики Юнус-Бек Евкуров заявил, что критика парламента Ингушетии за решение отказаться от прямых выборов несерьезна, а главным достижением за время руководства республикой он считает снижение уровня преступности, пишет "Кавказский Узел".
Сопредседатели РПР-ПАРНАС распространили заявление об отмене прямых выборов в республике. В нем, в частности, говорится, что для Ингушетии "это может иметь еще более нежелательные, далеко идущие и разрушительные последствия".
"На сегодняшний день я абсолютно утвердился во мнении, что Ингушетии не нужны прямые выборы. Раньше я сомневался на этот счет. Даже несмотря на то, что такое решение по рекомендации съезда народа Ингушетии принял наш парламент, я был сторонником всенародного голосования. Но сегодня просматривал новости в интернете и увидел заявление известных "патриотов России" Рыжкова и Касьянова о том, что отмена прямых выборов в Ингушетии — это трагедия. Теперь точно уверен, что мы приняли правильное решение", — написал Евкуров в своем блоге в ЖЖ.
Он отметил, что ситуация с терроризмом на территории Ингушетии в настоящее время не является острой, это заслуга местных органов правопорядка и местного общества.
"Люди мне говорили: "Остановите убийства". Мне женщины рассказывали, что в 2008 году, в 2009, когда экипажи выезжали на службу с территории, они не верили, что вернутся живыми. Их как на фронт провожали", — сказал Евкуров.
По его мнению, в те годы террористическая обстановка в республике находилась на своем пике. После этого неизбежно должно было начаться уменьшение обострения.
"Это не моя заслуга, это заслуга общества, органов правопорядка, заслуга общей ситуации. Это достижение и команды, и нашего народа", — сказал Евкуров. Описывая ситуацию сейчас, он сообщил, что теперь вечером на улицах можно увидеть людей, что было редкостью четыре года назад.
Глава Ингушетии подчеркнул, что все сдавшиеся властям Ингушетии боевики, которые воспользовались программой реабилитации, не возвращались к преступной жизни.
"Ни одного такого случая нет, они вернулись, живут, а мы отслеживаем, так как понимаем, что кто-то мог воспользоваться этим, чтобы просто переждать. Но аппетит приходит во время еды. Побегав, почувствовав опасность, рискуя жизнью, они уже перешли в другую среду и (увидели) несоответствие тому, что им говорили лидеры бандподполья", — сказал Евкуров.
Он отметил, что власти дали вернувшимся боевикам возможность работать. При этом он подчеркнул, что власти не гарантируют им освобождение от наказания, все делается согласно законам РФ.
Евкуров объяснил, что прокурор Ингушетии выработал методику досудебного соглашения, согласно которой в определении наказания учитывается явка с повинной, добровольное признание и другие аспекты. "Если ему светило 20 лет, он мог получить 15. У нас был случай, когда пришли четыре человека по организации терактов, но вместо 25 лет они получили 14 и 16 лет. Никого не освобождают от ответственности", — заверил глава региона.
Он также сообщил, что у властей Ингушетии есть список из 12 боевиков, по поводу которых к властям приходили их родственники, но, узнав о наказании, больше не возвращались, передает "Взгляд".