Женщинам Ирана запретили баллотироваться в президенты

Тридцать женщин, подавших заявку на участие в выборах президента Ирана, которые состоятся 14 июня, получили отказ. Такое решение огласил Совет по надзору за соблюдением конституции этой страны.

Представитель совета Мохаммед Язди заявил, что основной закон Ирана не позволяет женщинам баллотироваться в президенты. В то же время эксперты со стороны считают, что конституция страны неоднозначно трактует возможность участия женщин в выборах на пост главы государства. Однако последнее постановление совета поставило точку в этих дебатах.

На счет участия женщин в законотворческой деятельности совет не так категоричен — среди иранских парламентариев есть женщины, хотя процент их очень небольшой.

На пост президента Ирана в этом году собирались претендовать 686 кандидатов, в том числе 30 женщин. Окончательный список будет утвержден советом и опубликован 21 мая — в нем останется всего несколько фамилий. Действующий президент Махмуд Ахмадинежад не может баллотироваться на третий срок, его полномочия истекают в июне.

На предыдущих выборах 2009 года зарегистрировалось 475 кандидатов, однако Совет по надзору за соблюдением конституции одобрил лишь четырех. Оппозиция не приняла результаты выборов, что вылилось в массовые уличные беспорядки. Задержанные в то время кандидаты-реформисты Мир Хуссейн Мусави и Мехди Карруби до сих пор остаются под домашним арестом, передает "Интерфакс".

Регистрация кандидатов на участие в предстоящих президентских выборов в Иране прошла с 7 по 11 мая. По информации МВД Ирана, в первый день было зарегистрировано 75 человек, пятеро из которых — видные политики и государственные деятели Исламской Республики. Во второй день зарегистрировано 69 человек, двое из которых — женщины, ранее не замеченные в политической жизни Ирана.

В период с 12 по 16 мая Совет стражей Конституции Ирана рассматривал каждую кандидатуру. Если совет решит, что кандидат по каким-либо причинам не имеет права участвовать в президентских выборах, то кандидат сможет опротестовать это решение в течение определенного срока.

МВД Ирана 22-23 мая обнародует имена кандидатов, которые будут участвовать в выборах, а 24 мая начнется предвыборная кампания, которая завершится 12 июня, передает Trend.

Согласно Конституции Исламской Республики Иран, президентские выборы проходят раз в четыре года на альтернативной основе, главу исполнительной власти избирают прямым тайным голосованием. Кандидат в президенты должен отвечать следующим требованиям: иметь иранское происхождение и гражданство Ирана, обладать организационными способностями, иметь хорошую биографию, быть набожным, быть приверженным основам Исламской Республики и принципам официальной религии страны.

Соответствие кандидатов требованиям, заложенным в конституции Ирана, и целесообразность их участия в выборах президента страны определяет "Наблюдательный совет" — орган, который осуществляет непосредственный контроль за соблюдением конституции Исламской Республики.

В настоящее время порядка 20 человек из числа известных политиков и государственных деятелей Ирана изъявили желание принять участие в президентских выборах. Среди них, в том числе, экс-секретарь Высшего Совета национальной безопасности Ирана и бывший переговорщик с "шестеркой" по иранской ядерной программе (1989-2005) Хассан Роухани, бывший вице-президент Ирана по научным вопросам (2006-2009) Садек Ваеззаде, экс-министр здравоохранения (2005-2009) Камранбакер Ланкарани, бывший министр жилищного фонда и градостроительства Ирана (2005-2009) Мохаммад Саидикиа, депутат восьмого и девятого созывов Меджлиса (парламента) Ирана (с 2008 года) Мостафа Кавакебиян, представляющий реформаторское крыло, а также советник по международным вопросам Верховного лидера Ирана Алиакбар Велаяти, мэр города Тегеран Мохаммадбакер Калибаф, экс-министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки (2005-2010), экс-спикер Меджлиса (парламента) Ирана Голямали Хадад-Адель (2004-2008), передает "Взгляд".

Ранее пресс-секретарь Верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Майкл Манн заявил, что внутриполитическая ситуация в Иране, где летом состоятся выборы президента, не должна повлиять на ход переговоров Тегерана с "шестеркой" международных посредников по иранской ядерной проблеме.

"Очевидно, что внутренняя политическая ситуация оказывает влияние на переговорщиков, но мы надеемся, что они (иранцы) продолжат серьезно относиться к переговорному процессу (по ядерной проблеме)", — сказал он на переговорах в Алма-Ате.