Сенаторы в США предложили заблокировать доступ Ирана к многомиллиардным резервам в иностранной валюте. Инициаторами законопроекта стали пять сенаторов, в частности, республиканец Марк Кирк и демократ Джо Манчин.
По мнению американских законодателей, правительство Ирана подключает резервы, хранящиеся в банках по всему миру, чтобы обойти нефтяные санкции США и Евросоюза, наносящие урон иранской экономике. Тегеран преобразует резервы, которые оцениваются в 60-100 млрд долларов, в местную валюту для финансирования импорта и стабилизации своего бюджета, указывается в документе.
Финансовые институты по всему миру уведомлены, что им рекомендуется прекратить все операции с иностранной валютой, осуществляемые иранскими банками, которые занесены в "черный список" США. В противном случае они "рискуют оказаться отрезанными от финансового рынка Соединенных Штатов", отмечается в заявлении сенаторов. Данный проект закона также "требует от президента США наложить санкции на любой иностранный банк, который сознательно проводит или способствует операциям в ненациональной валюте от имени и по поручению Центрального банка Ирана или любого предприятия, внесенного в "черный список".
Законопроект призван ограничить способность Центробанка Ирана и Национальной иранской нефтяной компании осуществлять операции в иностранной валюте, передает ИТАР-ТАСС.
Ранее в апреле власти США ввели новые санкции в отношении Ирана. Меры коснулись расположенной в Швейцарии иранской нефтетрейдинговой компании Naftiran Intertrade, которая, как говорится в сообщении американского министерства финансов, находится под "управлением или контролем Национальной иранской нефтяной компании, попавшей в черный список еще раньше".
Также в него включен иранский бизнесмен Бабак Мортеза Занжани, "предоставлявший обоим концернам финансовую и техническую поддержку". Наряду с этим, санкции введены в отношении малайзийского Первого исламского инвестиционного банка.
Предпринятые минфином шаги подразумевают замораживание всех принадлежащих перечисленным лицам и компаниям активов, которые могут оказаться под американской юрисдикцией. Гражданам США запрещается вступать с ними в любые деловые отношения.
"По мере усиления международных санкций, Иран стал прибегать к технологиям отмывания денег", — заявил заместитель министра финансов Дэвид Коэн. По его словам, Тегеран "перевозит свою нефть и перечисляет средства, пользуясь вымышленными именами и прибегая к обману".
Накануне Вашингтон также ввел очередные санкции в отношении Ирана в связи с ядерной программой этой страны. Министерство финансов США заявило, что новые меры сокращают список стран, которые могут покупать нефть у Ирана, не нарушая санкционный режим США. Кроме того, санкции затруднят Тегерану доступ к средствам, вырученным от продажи нефти за рубеж.
Также под удар попала гостелекомпания Ирана IRIB. В Белом доме считают, что IRIB занимается цензурой и транслирует добытык под давлением признания политзаключенных.
Вскоре после этого глава Центрального командования ВС США генерал Джеймс Мэттис заявил, что дипломатические и экономические санкции, действующие в отношении Ирана и направленные на предотвращение получения им ядерного оружия, не работают.
Мэттис отметил, что иранская "ядерная промышленность продолжает развиваться". Он выразил мнение, что, проводя консультации с западными державами по своей ядерной программе, "Иран пытается тянуть время". Однако это "не значит, что мы не должны вести переговоры" с ИРИ, подчеркнул глава СЕНТКОМ, в сферу оперативной ответственности которого входит в том числе Ближний Восток.
Мэттис отметил, что он "полностью поддерживает дипломатическую изоляцию Ирана и возрастающую поддержку международного сообщества", направленную на недопущение получения Ираном ядерного арсенала. "Я думаю мы должны продолжать политику санкций, но также иметь наготове и запасные варианты", — добавил генерал.
В свою очередь, официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил, что применение санкций в отношении Ирана является средством неэффективной и опасной политики, передает "Интерфакс".
"Такая политика показала свою неэффективность. Мы неоднократно заявляли, что она не только создает огромные экономические трудности, которые, прежде всего, ложатся на гражданское население", — сказал Лукашевич.
"Она усложняет процесс политического урегулирования проблемы, усложняет процесс переговоров. Достаточно симптоматично, что накануне любых крупных важных встреч в формате шестисторонних переговоров с Ираном возникает соблазн применить "санкционную дубину" еще раз", — отметил российский дипломат. Он подчеркнул, что это "крайне опасная политика".